ПО СВОЕЙ популярности у туристов Милан, конечно, не может сравниться с величественным Римом или романтической Венецией; в нем мало собственно итальянского, но все же забугорный люд стремится сюда с упорным постоянством, ибо город сей не без оснований претендует на право называться европейской столицей оперного искусства, высокой моды и, разумеется, футбола.
ГЛАВНОЕ - НЕ ШМОТКА. ГЛАВНОЕ - ПАКЕТ!
ЧТО касается оперы, то здесь, конечно, спорить трудно - Ла Скала есть Ла Скала - билеты проданы на несколько месяцев вперед. А вот мода... Если определять ее столицу по числу фирменных бутиков на единицу площади, то Лондон и Париж, безусловно, отдыхают. На улицах же высокий модный статус как-то не особенно заметен - миланцы одеты не моднее и не современнее жителей других европейских мегаполисов. (Ну разве что не носят, как парижане, черное белье
под белыми майками.) Приметой стиля "от кутюр" служат в основном бесчисленные бумажные пакеты фирменных магазинов, с которыми здесь, кажется, ходят даже на рынок за огурцами. Впечатление такое, что обыкновенных одежно-обувных точек в Милане просто нет - все исключительно "от кого-нибудь". С известными "Валентино", "Ферре", "Версаче" соседствуют неведомые, но красиво звучащие "Антониони", "Тарантини", "Буратини" и т. д. Обладатель пакета, даже если
он никогда ничего не покупал в одноименном магазине, чувствует себя белым человеком: смотрите все, я не чайник, я одеваюсь от "Буратини"! Приобрести же настоящую шмотку "от кутюр" нормальному итальянцу так же не по карману, как и нам с вами. На узенькой улице Понте Наполеоне, где расположены самые навороченные салоны, снуют стайками только граждане японской национальности - остальным тут явно ничего не светит. Впрочем, на мой обывательский взгляд,
в знаменитых бутиках и купить-то особенно нечего. Скажем, забрел я в наш любимый "Валентино" - ну и что? Висят жуткие кожаные штаны, вроде бы жокейские, и не менее кожаный пиджачишко на одной пуговице. Стоит все удовольствие три с лишним тысячи долларов. Я остановил возле витрины хорошенькую молодую итальянку и поинтересовался, подарила б она себе это сокровище, будь у нее деньги. "Боже мой, да ни в жизнь! - был ответ. - Это же все понты, карнавальные
наряды, выпендриванье модельеров друг перед другом и перед кучкой мировой богемы. Носить все это в быту абсолютно немыслимо!" Даже сами итальянцы считают Милан городом чванливым и высокомерным, а уж иностранцу и вовсе трудно привыкнуть к невероятному самомнению местного люда. Вот, скажем, тот же футбол. Разумеется, настоящий, высококлассный, существует, по их мнению, исключительно в Италии (ну, может, еще в Испании и Германии), а остальные просто
"вышли погулять". Клубы из Восточной Европы они вообще считают надоедливой мошкарой, вьющейся вокруг могучего льва. Пограничник, проверявший мой паспорт в аэропорту, узнав, что я еду на футбол, ехидно улыбнулся и на пальцах показал вероятный счет: 4:0 в пользу "Интера". В том же духе высказывались болельщики и журналисты. Теперь, пожалуй, спеси-то у них поубавится...
ОХ УЖ ЭТОТ ЗУБАСТИК
ХОРОШО в Милане с футбольной атрибутикой. Сувениры можно купить прямо на центральной площади, а возле стадиона Сан-Сиро перед каждой игрой вырастает целый базарчик. Поразительно, сколь быстро реагирует рынок на реалии действительности - буквально через пару дней после жеребьевки, выведшей "Интер" на "Спартак", в продажу запустили шарфы и вымпелы, посвященные предстоящему матчу. Высоко котируются мягкие игрушки - талисманы самых популярных на Апеннинах
команд: интеровский крокодил, миланский черт и ювентусовская зебра, но вершиной изобретательности являются "эксклюзивные" клубные футболки с фамилиями. Допустим, вы захотели почувствовать себя нападающим "Милана". Нет ничего проще! Платите 30 тысяч лир (примерно 20 долларов) - и через пять (!) минут получаете красно-черную маечку с любезным вашему сердцу номером и фамилией Сидоров (Сидоренко, Сидорчук...) на спине. Класс! За пять тысяч лир можно обзавестись
журналом с рекламным плакатиком генерального спонсора "Интера" фирмы "Пирелли", на котором красуется сам Роналдо. Вокруг этих плакатов, кстати, едва не разгорелся колоссальный скандал. Дело в том, что лучший футболист мира изображен на них в виде... знаменитой статуи Христа, возвышающейся над Рио-де-Жанейро. Облачен он при этом в форму "Интера", одна нога согнута в колене, а кожу на пятке заменяет резина автомобильных шин, выпускаемых "Пирелли". Разумеется,
католические ортодоксы отнюдь не пришли в восторг от столь вызывающего, с их точки зрения, уподобления Спасителю темнокожего мальчишки и потребовали объяснений как от самого форварда, так и от шинопроизводителей. Те пока успешно отбиваются, заявляя, что Роналдо просто обнимает свой город, демонстрируя сыновнюю любовь, а вовсе не "прорезиненную пятку Иисуса". Вряд ли, конечно, представители Ватикана применят к бразильцу какие-то серьезные меры, но
парочку разорванных в клочья постеров с "Христом-Роналдо" я видел. Впрочем, не исключено, что уничтожили их не правоверные католики, а завистливые болельщики "Милана" или "Ювентуса".
После окончания игры "Интер" - "Спартак" итальянскую "десятку" караулили все российские журналисты. Ждали пятнадцать минут, двадцать, полчаса... и наконец отвлеклись на появившегося в коридоре Олега Романцева. Тут-то форвард пулей и вылетел из раздевалки. Ваш корреспондент
оказался единственным, кто это заметил, и в буквальном смысле попытался ухватить золотого мальчика за тренировочные штаны.
- Только один вопрос, синьор Роналдо, только один!
Куда там! Вырвался и стремглав ускакал, хотя никто из остальных футболистов "Интера" в интервью не отказал. Видно, Зубастик отлично усвоил, что сейчас каждое его словечко стоит огромных денег.
Помимо плакатов с Роналдо по всему Милану расклеены огромные цветастые афиши с портретом
Леонардо Ди Каприо, превратившегося в последнее время чуть ли не в главного национального героя. Леонардо - это что-то вроде эдакой европейской фиги Голливуду: мол, не обошлись вы, ребятишки, без итальянской крови, которая и обеспечила грандиозный успех двум сработанным за океаном лидерам мирового проката - "Ромео энд Джульетте" и "Титанику".
НОВЫЕ РУССКИЕ ФАНАТЫ
РОССИЙСКИЕ болельщики, с которыми я летел в Милан и жил в одном отеле, оказались личностями весьма примечательными - эдакие "новые русские фанаты", для которых не проблема выложить 800 долларов за трехдневный футбольный тур. Редкий человек обходился без сотового телефона и золотых украшений. Респектабельные, в дорогих костюмах, перед матчем они совершенно преобразились, облачившись в красно-белые футболки, обмотавшись шарфами и флагами. К стадиону
катили на автобусе лихо, весело, распевали песни и стращали завезшего нас в пробку итальянского водителя, что выкинут его вон и будут рулить сами. Колоритный, крепко сбитый дядя, эдакий неформальный лидер, успел даже прочитать небольшую лекцию о том, что за "Интер" в Милане болеет 80% населения (в основном пролетарии), а за "Милан" - лишь небольшая кучка интеллигентов и аристократии. Недалеко от стадиона он распорядился сделать остановку, мотивировав
это необходимостью как следует "заправиться". Несмотря на вялые протесты гида и отчаянные мольбы шофера, спартачи остановили автобус возле какого-то бара, дружно высадились и минут десять доводили себя до нужной кондиции. Болели они истово, самозабвенно, чуть ли не перекричав шестьдесят с лишним тысяч аборигенов. На следующий день итальянские газеты написали, что после матча москвичи переворачивали автомобили, били стекла и т.п. Натуральная туфта!
Пару стычек "один на один" с фанами "Интера" я заприметил, но погромов не было и в помине. Словом, фанаты наши, конечно, не ангелы, но не стоит катить на них бочку понапрасну. Намеренно ничего не пишу о самой игре - любители футбола наверняка видели ее по телевизору. У "Спартака" и "Локомотива" все теперь решится через неделю. Есть ли у них шансы? Старый Антонио, продавец атрибутики у Сан-Сиро и давний поклонник "Милана", шепнул мне, что в успехе
москвичей не сомневается.
- Футболистов "Интера" подведет самомнение: они слишком много о себе понимают и вообразили, что уже в финале. Уверен, ваши ребята их накажут, тем более что "Спартак", как выяснилось, - отличная команда!
Ну вот есть же в Милане здравомыслящие люди!
Смотрите также:
- ТРЕНЕР ОБЩАЕТСЯ С ЛЕГИОНЕРАМИ НА ЯЗЫКЕ "МУМБУ-ЮМБУ". Бразилия на Волге →
- Лысина как пик футбольной моды →
- Перлы комментаторов →