Юрий Демин: "Мне все равно, сколько звезд на погонах преступника"

   
   

ЗАМЕСТИТЕЛЬ Генерального прокурора РФ - главный военный прокурор, генерал-полковник юстиции Юрий ДЕМИН. Доктор юридических наук, профессор. Владеет английским и французским языками. В Главную военную прокуратуру пришел в прошлом году с должности начальника Договорно-правового управления ФСБ России.

- Вы недавно были у пограничников. После отставки с поста директора Федеральной погранслужбы Андрея Николаева пошли разговоры, что он развалил погранвойска

и прокуратура уже "накопала" соответствующие материалы. Ваши данные это подтверждают?

- Нет. В прошлом году у пограничников преступность снизилась на 12,5%. Что меня особенно удивило, так это реальное снижение числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Хотя в целом в Вооруженных Силах по наркотикам идет рост - на 87%. Раскрываемость преступлений в ФПС очень высокая - из 1247 уголовных дел всего два, по которым преступники не установлены.

Заслуга в этом, конечно, генерал-лейтенанта юстиции Афанасия Кима - военного прокурора погранслужбы. У него был хороший деловой контакт с Николаевым.

- Но в фанфары трубить-то рано. Взять лишь расстрелы в караулах. В прошлом году от рук своих сослуживцев погибли пятьдесят человек. В этом - уже десять. Почему это происходит?

- Небоевые потери в армии были всегда. Например, в 1994 г. они составили 2 863 военнослужащих. В прошлом году во всех силовых

структурах погибли 1 624 человека, в том числе 521 - в результате преступлений, от происшествий - 1 103. Покончили жизнь самоубийством 487 человек. Страшная статистика!..

- Ну а все-таки, почему стреляют друг друга в караулах? Как говорят, "крыша едет"?

- Действительно, 25% преступников, которые стреляли в караулах, психически неполноценны. Расследуя такие дела, выясняем, что нередко оружие дают шизофреникам и уголовникам. Бывает, что и нормальные

вроде бы ребята от перегрузок сходят с ума. Ведь из-за нехватки личного состава службу в карауле солдаты иной раз несут по нескольку суток, не сменяясь. Когда человек не спит много ночей, у него от усталости, бывает, и "крыша едет". А под рукой оружие...

ГЕНЕРАЛЬСКИЕ ДЕЛА

Юрий Георгиевич, вы - генералполковник, а расследуете дела людей тоже с большими звездами на погонах. Естественно, жалко, наверное, своего брата генерала? Какую роль в деятельности Главной военной прокуратуры играет корпоративный фактор?

- Да никакой корпоративности нет. Для меня значения не имеет, сколько звезд на погонах у преступника.

- Но ведь выпустили же генерала армии Кобеца из тюрьмы. Означает ли это, что дело зашло в тупик и спускается

на тормозах? Или же у него есть какие-то судебные перспективы?

- Судебные перспективы есть. Тупиковой ситуации нет. Мы обещали закончить дело Кобеца до Нового года. Но возник ряд обстоятельств, которые надо дополнительно расследовать. Поэтому следствие было продлено. Сейчас весь основной объем следственной работы выполнен. Острой потребности содержать его под стражей нет. Кроме того, действительно состояние здоровья Кобеца не очень хорошее. Хотя все

заявления, что он похудел на 40 кг, недостоверны.

- Судя по фотографиям, это действительно так.

- Я спросил у следователя, на сколько Кобец реально похудел. Он сказал, что килограммов на 20-25 максимум. Месяца через полтора дело Кобеца следователи завершат. В нем останутся и злоупотребления, и взятки.

- Не испытываете ли вы давления в подобных делах? Например, Константин Кобец - генерал армии, герой обороны "Белого дома"...

- По большому счету мне

все равно, какое звание и какие заслуги у подследственного.

- Утверждают, что 14 генералов, которые проходили по уголовным делам, попали под амнистию.

- Пока попали трое. Двенадцать могут быть освобождены в связи с объявленной Госдумой амнистией. Среди профессионалов правоохранительных органов я не раз слышал, что депутаты очень щедры по отношению к правонарушителям.

- Есть ли какие-то новые генеральские дела, которые ведет Главная военная прокуратура?

- Есть. После Нового года уже против троих возбудили. Военные прокуроры на местах тоже не тушуются перед большими чинами. Так, прокуратурой Приволжского военного округа расследуется дело бывшего начальника финансово-экономического управления ПриВО генерал-майора Андрея Смирнова. Он обвиняется в нецелевом использовании 17 миллиардов рублей, предназначенных для выплаты денежного довольствия военнослужащим. Этими деньгами расплатились за строительные

работы, стоимость которых, как показала ревизия, была сильно завышена.

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

Юрий Георгиевич, что показали последние прокурорские проверки о нарушении прав женщин-военнослужащих? Говорят, каждая вторая подвергается сексуальным домогательствам. Есть ли на этот счет какая-то статистика в Главной военной прокуратуре?

- Статистика есть. Меня она потрясает. Я совершенно не ожидал такого результата.

- Что, много изнасилований?

- Случаев изнасилований за 1997 г. по всем Вооруженным Силам зафиксировано всего три. В Уральском военном

округе была попытка сексуального домогательства со стороны старшего офицера к своей подчиненной. На Тихоокеанском флоте командир в состоянии сильного алкогольного опьянения приставал к женщине-контрактнице. В Ленинградском военном округе возбуждено уголовное дело по факту изнасилования. - И вы верите, что подобных случаев так мало?

- Очевидно, что были еще изнасилования. Но о них не хотят сообщать. С одной стороны, наверное, характер нашей русской

женщины такой - терпеливый, неагрессивный. С другой - сказывается прессинг безработицы, боязнь женщин потерять хоть какой-то источник существования.

УГОЛОВНЫЕ СЕНСАЦИИ

Чем закончилось расследование и как наказали виновных, что замешаны в незаконных поставках оружия в Армению на сумму около 1 миллиарда долларов?

- Вы нажимаете на самую больную мозоль. Прокурорская проверка в отношении бывшего начальника Генерального штаба генерала Колесникова у нас продолжается. Не окончено и уголовное дело в отношении бывшего командующего Группой российских войск в Закавказье генерал-полковника Федора Реута. Проблема в том, что

очень многое надо проверить за пределами России. Не всегда активно наши коллеги в Азербайджане и Армении выполняют наши поручения о правовой помощи.

- Когда вы ожидаете окончания следствия по разбившемуся в Иркутске "Руслану"?

- Единственное, что пока можно сейчас сказать, - что мы проведем свою экспертизу. Потому что те экспертизы, которые были оглашены, служебные. Надеюсь, что мы установим истину.

- Какие сейчас самые интересные дела ведет Главная

военная прокуратура?

- Дело по поставке горюче-смазочных материалов. Хищения там могут оказаться крупнейшими. Я думаю, что это будет самое громкое дело 1998 г. Но пока рано рассказывать все в подробностях. Идет следствие.

P. S. Полный вариант интервью будет опубликован в приложении к еженедельнику "АиФ"-"АиФ-Разбор" ь 7.

Смотрите также: