ЧЕМУ учат в школе? Гений - двигатель культуры и прогресса. Им надо гордиться. То, что Гоголь закончил жизнь шизофреником, а Мусоргский спился, конечно, печально, но это частности. То, что Лермонтов был ярко выраженным шизоидным психопатом, а Достоевский страдал эпилепсией, - горькие исключения.
Исключения ли? Ведь досужим разговорам о том, что гениальность - только разновидность сумасшествия, без малого два тысячелетия.
Оказывается, что помимо психопатологических отклонений (это еще не психическое заболевание, лишь отклонение) большинство великих людей мира сего преследовали и другие болезни. А часть гениев человечества серьезно страдали маниями, психозами и... алкоголизмом. Наверное, самым известным великим алкоголиком можно считать Александра
Македонского, который и умер от того, что 10 раз подряд осушил кубок Геркулеса. Запойными пьяницами были Юлий Цезарь, Сократ, Сенека, Рембрандт, Гофман, Мюссе, Бетховен, Гендель, Глюк и даже Авиценна, о котором говорили, что он вторую половину жизни потратил на то, чтобы доказать бесполезность собранных им научных сведений в первой половине.
Известно, что Моцарт всю жизнь был убежден, что его собираются отравить итальянцы, Мольер часто страдал припадками
сильнейшей меланхолии, Шуман, несмотря на благополучную и богатую жизнь, в 46 лет практически лишился рассудка: его преследовали говорящие столы, Бетховен и Мендельсон диктовали ему из своих могил мелодии. Кстати, Мендельсон и сам был подвержен меланхолическим приступам. Свифт умер в полном расстройстве умственных способностей, а Руссо всю жизнь полагал, что не только все люди, но и все стихии природы в заговоре против него.
Обилие подобных примеров
заставило многих психиатров заговорить о теории "патологичности гениев", то есть увидеть корни гениальности в случайной игре природы, которая время от времени создает людей с редкими психическими отклонениями, способствующими развитию талантов. Однако исследования генеалогии выдающихся личностей говорят о том, что одним из основных факторов, влияющих на развитие гениальных способностей у человека, все же является наследственность. Среди предков Баха
было 56 музыкантов и 20 из них - очень хороших. Большое количество талантов было в семьях Дарвина, Штрауса, Кюри, Ван Дейка. Так, главврач психиатрической больницы имени Алексеева (бывш. им. Кащенко) Владимир КОЗЫРЕВ, изучавший эту проблему, составил таблицу наследственности, одаренности и психопатологии гениальных людей. Любопытно, что у многих из них в роду, как правило, присутствовали и очень одаренные люди, и весьма больные: истерики, алкоголики,
эпилептики, шизоиды и т. п.
Выходит, можно говорить о том, что психопатология в той или иной форме - непременный спутник одаренности. Другое дело, как человек справляется со своими отклонениями. Владимир Козырев приводит четыре типа личности:
- если человек обладает мощным патологическим и мощным творческим потенциалами, то он реализуется в одаренную личность;
- нормальным человек останется, если и того и другого у него мало;
- при больших патологиях
и малом творческом начале человек скорее всего станет психически больным;
- и, наконец, если у вас большое желание творить, но практически отсутствуют психопатологии, гением вам не стать, но ваши способности останутся при вас.
Однако не нужно думать, что, попав в первую категорию, вы гарантированно станете гениальным. Для этого помимо соответствующей наследственности нужна еще такая штука, как способность к развитию способностей (простите за тавтологию).
Иначе при прочих равных условиях кто-то станет Ньютоном, а кто-то останется рядовым исполнителем. Разумеется, приведенная градация личностей - не есть непреложный закон появления гениев. Жизнь намного разнообразнее таблиц и графиков. История показывает, что психопатологии с течением времени способны не только поддерживать творческие начала у выдающегося человека, но и, перерождаясь в болезнь, разрушать личность гения. Тот же Ньютон к концу жизни страдал
психическими расстройствами: совершенно не выносил никакой критики, впадая в исступленное состояние, а друзей просил отсылать ему его же сумбурные письма обратно, чтобы он смог объяснить их содержание, поскольку не помнил, о чем писал.
Движения наоборот (когда психически больной человек вырастал бы в гениальную личность) практически не происходит. Обычно признаки гениальности всегда проявлялись у великих людей гораздо раньше, чем признаки заболеваний.
Тем не менее однозначно утверждать, что если бы, скажем, Льва Толстого излечили от истеро-эпилептических приступов, то он все равно стал бы Львом Толстым, не возьмется никто. Мог и не стать. И кто знает, сколько людей, проходящих сегодня курс лечения от незначительных даже расстройств, одновременно избавляются и от скрытых пока ростков таланта.