Мозг - центр управления всеми функциями организма, всеми его органами и жизненно важными процессами, включая питание, дыхание, эмоции, самые разные реакции на внешний мир. В этом мозг похож на мощный компьютер. Но по скорости обработки информации и ее количеству с мозгом ни один компьютер не сравнится. Ведь мозг одновременно принимает сигналы от всех внутренних органов и органов чувств, воспринимающих окружающий мир. Анализ информации осуществляется мгновенно и одновременно, мгновенно поступают и команды, например, во время еды: усилить приток крови к желудку, отдернуть руку от горячей плиты, поднять телефонную трубку, проследить глазами за полетом голубя за окном, ответить маме, из скольких яиц жарить яичницу, почувствовать на языке соль, улыбнуться бабушке...
Кто же умнее: человек или компьютер? Вот уже несколько лет с переменным успехом Гарри Каспаров ведет шахматные бои с суперсовременными и скоростными компьютерами. Но в том-то и дело, что компьютер настроен на решение только одной задачи или, по крайней мере, очень ограниченного круга типичных задач. Возможности же человеческого мозга практически неисчерпаемы, одновременно он решает десятки разных проблем, что позволяет нам жить, и - главное - способен мгновенно и нестандартно (!) реагировать на новые жизненные ситуации. Именно деятельность мозга обеспечивает мышление, память, речь, сознание - все то, что выделяет человека из животного мира.
Как устроен мозг
Мозг состоит из двух больших полушарий - правого и левого, продолговатого мозга и мозжечка. Полушария покрыты серым веществом, которое анатомы называют корой. Толщина коры, образованной несколькими слоями нервных клеток и волокон (всего их около 15 миллиардов!), 3-4 мм. Под ней - белое вещество, также состоящее из нервных волокон, соединяющих между собой разные части мозга. Большая часть коры мозга (70%) спрятана в бороздах-извилинах. Именно от глубины и количества извилин зависит интеллект человека. Интересно, что во время умственной деятельности мозг тяжелеет - из-за притока к нему крови. Это доказал в начале XX в. итальянский физиолог Анджело Моссо. Специальные весы, на которые он уложил человека, показали, что во время решения арифметической задачи его голова стала тяжелее.
Гении и вундеркинды
Вся история цивилизации (а это 5 тысяч лет!) дала миру всего около 400 человек, которых можно назвать "гениями". Ученые не могут найти однозначного определения, что же такое гениальность. Каждый раз алхимия? гениальности действует иначе. Уникальные способности могут проявляться в самой разной форме. Так, необыкновенной памятью были наделены Юлий Цезарь и Александр Македонский. Хронисты утверждают, что они знали в лицо и по имени всех своих солдат - до 30 000 человек! Некоторые люди обладают феноменальным даром: они могут в уме оперировать многозначными числами, извлекать из них корни, возводить их в степени. Редкие математические способности были у немецкого ученого Гаусса, причем проявились они в 3-летнем возрасте и сохранились до глубокой старости.
Детей, у которых рано обнаруживаются яркие способности, называют вундеркиндами - чудо-детьми. Так, музыкальный талант у Моцарта открылся уже в 5 лет. Эдисон стал изобретателем в подростковом возрасте. Илья Репин рисовал красками уже в 6 лет, Карл Брюллов начал посещать Академию художеств в 9 лет, а Александр Иванов - в 11. Создатель кибернетики Норберт Винер даже написал о себе книгу "Я - вундеркинд". Впрочем, в истории есть и другие примеры. Так, известно, что Чехов за школьные сочинения получал тройки, а Шаляпина не приняли даже в "хористы". Ньютон, Дарвин и Лобачевский считались в школе неспособными учениками. Оценки могут быть разными, но не они определяют уровень твоего таланта и способностей. Ты сам отвечаешь за его развитие, и только от тебя зависит будущее.
Дорога к успеху
У тебя нет ярко выраженного таланта? А может, ты и не пытался его найти, не обращал внимание на то, что хорошо рисуешь или быстрее всех решаешь задачи? Поразмысли над этим. Если же тебе трудно дается школьная программа, ты засыпаешь на уроках, а мысль о предстоящей контрольной наполняет тебя ужасом, подумай, не нужны ли тебе дополнительные витамины, хорошо ли организован твой день и правильно ли устроено рабочее место. Человечество не испытывает недостатка в талантах, а большая часть заложенных в нас способностей открывается именно в детстве. Драгоценный дар, переданный нам по наследству - задатки - хранится в нашем организме. Но задатки и способности нуждаются в развитии так же, как мышцы в постоянной тренировке. Существуют и особые рецепты, помогающие повысить внимание, и методы улучшения памяти, и способы развития лингвистических способностей, и методики быстрого счета. А что нужно для того, чтобы в будущем стать по-настоящему выдающемся ученым, музыкантом, писателем, изобретателем, коммерсантом, наконец? Одной одаренности здесь явно недостаточно, нужны еще трудолюбие, настойчивость, вера в себя, помощь родителей, педагогов, книг и - хорошее здоровье.