СЪЕЗД "чеченского сопротивления", от которого все ждали публичного порицания С. Радуева, вылился в действо прямо противоположное. Именитого террориста чествовали как героя, разногласий между ним и руководством республики как не бывало. Телекадры из Грозного лишний раз убедили нас в том, что чеченцы скорее договорятся между собой, чем пойдут на компромиссы с Россией. Но официальная Москва по-прежнему считает Чечню своей провинцией. А как относятся к чеченской проблеме россияне?
Всероссийский опрос 6000 респондентов в 62 субъектах РФ, в 250 больших и малых городах, поселках и селах, проведенный по заказу "АиФ" Институтом социологии парламентаризма в феврале, показал: события, н а ч а в - шиеся с вводом федеральных войск в Чечню, до сих пор являются для россиян фактором глубочайшего психологического потрясения.
Можно напомнить, что число россиян, которых взволновала ситуация в республике, достигало
85% (декабрь 1994 г.) - 93% (январь 1995 г.). Сегодня острота массовых переживаний несколько сгладилась, однако "чеченская проблема" все еще остается в центре внимания по крайней мере 70% российских граждан.
ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ?
ОДИН из самых дискуссионных - вопрос о статусе Чечни. Ориентация на сохранение республики в составе Российской Федерации постепенно теряет общественную поддержку. Можно напомнить, что даже в разгар боевых действий федеральных войск на территории Чечни свыше двух третей взрослого населения страны (декабрь 1994 г. - 69%, январь 1995 г. - 68%) считали Чеченскую Республику субъектом России, который должен подчиняться ее законам. Сегодня же лишь 24% российских граждан считают, что она должна быть сохранена в составе РФ, а 45% россиян убеждены в противоположном - в том, что Чечня должна быть выведена из состава Федерации. При этом почти треть опрошенных (31%) затрудняется определить свою позицию по данному вопросу.
Хотя в настоящее время российские избиратели предрасположены к тому, чтобы предоставить Чечне независимость, вполне возможно, что в недалеком будущем именно это решение будет поставлено в вину российскому руководству. Во всяком случае, сегодня лишь 7% россиян поддерживают нынешнюю политику федеральных властей в отношении Чечни, 61% - не поддерживают, 32% - затрудняются определить свое отношение.
БАСАЕВА, ПОХОЖЕ, ПРОСТИЛИ
НАДО заметить, что состояние общественного мнения в России в отношении чеченского вопроса отличается нестабильностью. Например, Шамиль Басаев, по-прежнему неуловимый для российских правоохранительных органов, скорее всего может быть "принят" доброй половиной российского общества. Иначе чем объяснить, что 3% россиян положительно относятся к тому, что Басаев стал исполнять обязанности премьер-министра Чеченской Республики, 22% относятся к этому безразлично, 12% вообще ничего не знают, ничего не слышали об этом человеке, еще 15% затруднились определить свое отношение. И лишь 48% российских граждан отрицательно относятся к этому назначению. Однако есть вопрос, по которому общественное мнение чуть ли не единодушно. Большинство опрошенных (октябрь 1997 г. - 69%, февраль 1998 г. - 69%) считают, что Россия должна прекратить выделение финансовых средств для восстановления чеченской экономики, лишь 9% ориентированы на продолжение финансовой помощи Чечне, остальные 22% затруднились определить свое мнение.