Игорь Матвиенко: "Шоу-бизнес - это такая мясорубка!"

   
   

Игоря МАТВИЕНКО в полном смысле слова можно назвать удачливым музыкальным продюсером. Песни пишет хорошие, коллективы или исполнители, за которые он берется, в конце концов добиваются популярности. Достаточно вспомнить - "Здравствуй, песня", "Класс", Женя Белоусов, "Любэ". Ну а самый последний и нашумевший - "Иванушки Интернешнл".

ОБ "ИВАНУШКАХ" И ПОХОЖЕСТИ НА ДРУГИХ

У МЕНЯ не было боязни, что существование группы "На-на" помешает раскрутке "Иванушек".

"На-на" - это классика, постсоветская эстрада. (Кстати, я не согласен с Алибасовым, который решил обновить коллектив за счет модного звучания. Мне кажется, что как раз нужно усилить линию "совка". Не так уж это и плохо, и Бари Каримыч в этом разбирается.) Я боялся, что "Иванушки" вообще не пойдут. Одно дело, когда на орбиту выводится исполнитель. А когда три - это и по затратам, и морально гораздо сложнее. Проект готовился два года, и был момент, когда я уже почти отчаялся и думал, что еще немного, и я брошу все...

Многие считают, что группа "слизана" с западных прототипов "Take That", "East 17". Но таким же образом можно провести параллель между всеми мужскими коллективами, которые держат в руках гитары, и "Битлз". Просто раньше пацаны стояли на сцене с гитарами, а теперь бросили их и стали танцевать. Это новая волна, которая пошла по всему миру. У меня не было ориентации на вышеназванные ансамбли. "Иванушки" для меня были скорее продолжением группы "Класс", которую я продюсировал очень давно. Это лирическая, молодежная линия в моем творчестве ("Класс", Женя Белоусов). "Любэ" - это группа патриотического, гражданского направления. Взрослый Николай Расторгуев не может же петь про юношескую любовь. А находиться все время в образах "батяни-комбата" тоже невозможно. Хочется разрядки - про "малину" или про "тучи".

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ И ГРЕХАХ

Я СЕБЕ плохо представляю, что такое "психологическая совместимость" и как ее можно вычислить, набирая людей в коллектив. Проводить какие-то тесты? Все это немного глупо. Жизнь и так настолько сложная штука! А после того как начинается раскрутка, люди меняются. Они подвергаются таким воздействиям извне, что какой-то мониторинг по поводу психологической совместимости вначале был бы абсурден.

После прихода успеха человек меняется, к сожалению, в худшую сторону. Гордость и тщеславие (это очень хорошо описано у святых старцев) - два самых страшных греха, которые существуют на свете. Весь шоу-бизнес подвержен и гордыне, и тщеславию. От этого с "крышами" у людей творится беда! Как болезненно артисты переживают падения! Популярные артисты - это глубоко несчастные люди, не знаю, почему им завидуют. Я уже не говорю о том, что нельзя просто выйти на улицу, все тычут пальцами. Страшная вещь! Безусловно, я предупреждал ребят обо всех возможных последствиях. Не как врач-психотерапевт, а как советчик, по-дружески, потому что с исполнителями я нахожусь именно в дружеских отношениях. У нас нет иерархии, как, скажем, в группе "На-на". Там другая ситуация, может быть, даже более правильная - ярко выраженный начальник и подчиненные. Я по натуре не начальник и не люблю руководить людьми. Хотя всю жизнь меня ставили на руководящие посты. Не люблю сцену, поэтому

очень рад, что не пошел в певцы.

О РОССИЙСКОМ ШОУ-БИЗНЕСЕ

ХОРОШО, что шоу-бизнес у нас начал развиваться по западным схемам: грамзаписывающие фирмы ищут и создают группы. Люди вкладывают деньги в конкретных исполнителей и отвечают за качество. Группы "Мумий Тролль", "Блестящие", "Мечтать" сделаны на хорошем европейском уровне, но для нашего рынка. Просто раньше никто не понимал, что и как происходит в этом бизнесе.

Потом пришло понимание, что сделать проект - это все равно что создать предприятие. И если

все сделано грамотно, то предприятие может проработать минимум 3-5, а то и все 10-15 лет. Допустим, "Иванушек" со временем переименовать в "Иван Иванычей", изменить репертуар, и девушки, которым будет уже под "тридцатник", с удовольствием послушают их песни. О

ЗАПАДНОМ ПОДХОДЕ

Я СОЗНАТЕЛЬНО не хочу идти в сторону западной поп-музыки. Мне интереснее использовать наши песенные традиции. Русский фольклор и советская массовая песня в лице ее лучших представителей (Дунаевский и т. д.) тоже мне близки. Считаю себя продолжателем этой линии. В свое время я пытался заниматься рок-музыкой, но потом понял, что это просто копирование западных образцов. У них совершенно иная культура восприятия музыки. Наш народ ищет в песнях мелодию и смысл. Даже сведение и аранжировка у нас строятся по этому принципу - голос немного выпирает, чтобы можно было расслышать слова. У НИХ же другой подход - от ритма, от драйва, а текст вообще является частью аранжировки. Но, поскольку вся музыка пришла ОТТУДА, мы все равно используем их "лупы", "сэмплы", звуки и речитатив, который есть и у "Иванушек". Именно тем авторам, которые работают на грани двух культур - нашей мелодической и западной ритмической, и удается попасть в модную струю. Максим Фадеев, с которым я лично не знаком, как автор и продюсер очень интересно работает. Появляются молодые группы, например "Сплин", "Мумий Тролль".

О ПОПЫТКЕ ПРОБИТЬСЯ НА ЗАПАДЕ

У МЕНЯ были попытки пробиться на Западе. Я, как и многие представители нашего шоу-бизнеса, тоже ездил на фестиваль "Мидем" в Канны. Но с каждым годом проявлялась интересная тенденция: русских становилось все меньше и меньше. Наши бизнесмены поняли, что никому там не нужны. Возник вопрос: зачем пытаться продавать артистов за копейки на Запад, когда в России этот бизнес стал приносить неплохие деньги? Точно так же и у меня закончились всякие иллюзии по поводу Запада. Музыка - это тоже продукт, который продается. И если они сами ее производят, то зачем им конкуренты?

О ПРОСЧЕТЕ И РАЦИОНАЛЬНОСТИ

   
   

ПРОСЧИТАТЬ песню, конечно, можно, но это не самоцель. У меня изначально не стоит задача написать хит. Но здоровый рационализм в базовой подготовке безусловно есть - в том смысле, что все должно быть профессионально и грамотно. Были у меня ситуации, когда кто-то просил меня написать песню. Как правило, не очень получалось. Условно говоря, у тебя плохое настроение, а тебя заставляют писать радостную песню. Можно написать, но импульс должен соответствовать твоему состоянию.

Поэтому у меня все интуитивно. Просчет был бы в том случае, если бы я взял коротко стриженного пацана, записал бы полублатные песни. В этом случае отбивка денег происходит моментально. Хорошо сказал Александр Шульгин (глава компании "Бекар рекордз"): "Нарисуй сейчас на обложке компакт-диска тюремную решетку - и считай, что три-пять тысяч экземпляров продашь независимо от того, что там будет записано". Это уже потом выяснилось, что "Иванушки" - группа коммерческая. Каждый человек может это на себе испытать. Когда очень хочешь, чтобы у тебя что-то получилось, начинаешь торопиться, бегать, суетиться, происходит внутренний зажим. Но стоит расслабиться и сказать: "Пошло все к черту!" - и начинает получаться. Думаю, это вообще присуще творчеству.

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

МОЖЕТ, это связано с возрастом, но для меня музыка, шоу-бизнес, зарабатывание денег, коллективы не являются смыслом всей жизни. Я недавно переехал за город и реже появляюсь в Москве. Стараюсь каждое воскресенье ходить в церковь, практически не читаю светской литературы, в основном богословские книги.

Не хочу употреблять слово "религия", потому что это может прозвучать как спекуляция или реклама православию. Но, поскольку зашел разговор, могу сказать, что для меня отношения с Богом важнее, чем продвижение коллективов по лестнице успеха в шоу-бизнесе. Он, как известно, ведет к товарищу бесу. Жалею, что слишком поздно крестился. Но сегодня вера придает мне уверенности.

Моему старшему сыну уже 14 лет, самое время определяться. Не хотелось бы, чтобы он избрал профессию отца: уж больно опасен этот путь. Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно долго и нудно учиться (школа, училище, консерватория). А потом может выясниться, что ты никому не нужен. Из моего курса музыкального училища более или менее пристроились женщины, мужчины же в основном все спились. А шоу-бизнес к тому же - такая мясорубка! Немногие выживают в морально-нравственном плане. Типичный пример - Женя Белоусов. Он был востребован, пока позволяли его возраст и внешность.

А чем человек известнее и популярнее, тем сильнее раздирают его противоречия. И я тоже мучаюсь, когда вижу истерию девчонок на концертах "Иванушек". Но каждый раз сам себя утешаю, что все же стараюсь не вкладывать пошлости в песни. Они достаточно светлые и позитивные. Леонид Дербенев, который, кстати, пристрастил меня к богословской литературе, говорил о том, что в песнях не должно быть пошлости. Когда мы с Александром Шагановым написали "Девчонка-девчоночка" для Жени Белоусова со словами "...и за ночь с тобой отдам все на свете...", Дербенев сделал замечание. В исполнении "Иванушек" звучат уже другие слова: "...за любовь твою отдам все на свете...".

Смотрите также: