НЕ БЫЛО на Руси, пожалуй, другого такого радостного и разгульного праздника, как масленица. И такого древнего.
Наши предки истово почитали культ Солнца и бурно ликовали, видя гибель зимыморены.
Православная церковь включила этот древний языческий обряд в Месяцеслов под названием сырная неделя, или мясопуст, определив ему последнюю неделю перед Великим постом.
Масленая неделя начиналась с понедельника - встречи. С ранней зарей мальчишки высыпали
строить снежные горы. Самый шустрый из них со слов старой бабки оглашал причет: "Приезжай к нам в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться".
Даже в Петербурге к масленице неподалеку от Адмиралтейства возводили высоченную деревянную горку, посыпали ее снегом и заливали водой. В Москве такие горы строили на реке Неглинке, а гулянья устраивали на Новинском бульваре.
Начиналось объедание блинами. Большие, со сковородку, пышные и белые, щедро смазанные маслом, они "сами лезли в рот". В деревнях первый блин укладывали на слуховое оконце - для родителей, приговаривая: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!"
Для встречи масленицы снаряжали санный поезд ("семьдесят семь саней") с расписными санями в голове, запряженными "гусем" в 10-20 лошадей. Эти сани называли кораблем, так как часто они имели вид лодки на полозьях с "мачтами"-метлами и полотенцами-"парусами". В них сидел мужик, наряженный Масленицей, и в руках держал штоф с "государевым вином", то и дело припадая к его горлу и к бочонку с пивом.
Вторник масленой недели назывался заигрышами. Улицы полнились народом, скоморохами, которых потчевали блинами "со всяким припеком", пивом да брагой.
На девичью потеху строили качели. Молодежь строила снежные городки - приют чудища зимы. А в субботу засевшая в них рать принимала бой осаждавших, которые громили захваченные
укрепления ненавистной зимы (захват снежного городка увековечил В. Суриков). Где-то устраивали кулачные бои, шли стенка на стенку.
В среду - лакомку по домам приступали к масленичным яствам.
В четверг - разгуляйчетверток - запивали блины, начинался широкий разгул. Но приходила пора вспомнить и о родне, и в пятницу - тещины вечорки зятья, хочешь не хочешь, отправлялись "к теще на блины".
В субботу - золовкины посиделки: невестки приглашали к себе золовок (сестер мужа). Вообще и пятница, и суббота посвящались хождению по родне.
Завершающий день масленицы - воскресенье - называли проводами, прощанием, прощеным днем и целовником. Просили прощения не только у родных и знакомых, но даже у первых встречных.
И напоследок устраивали костер из соломенного чучела.