Критику заглушили аплодисменты

   
   

БОЛЬШЕ двадцати лет московская публика ждала гастролей балетной труппы Мариинки. Всего 700 км разделяют два лучших российских театра, но как долго п р и ш л о с ь ждать этого творческого обмена!

Большой и Мариинка конфликтовали. Большой был под сапогом Григоровича, лучших солистов из Питера сманивали - хотя не всегда успешно. Долгие годы самые интересные гастроли доставались лишь москвичам...

Перелом наступил, когда благодаря усилиям руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева театр стал пользоваться огромным успехом за рубежом. А после прихода к власти Владимира Васильева Большой созрел наконец для того, чтобы пригласить балетную труппу питерцев в Москву, а свой балет отправить на гастроли в Петербург.

А ВОТ И НЕ СПОТКНУЛАСЬ...

ПОСЛЕ первого же спектакля - "Лебединое озеро" с Ульяной Лопаткиной и Игорем Зеленским - московская пресса взорвалась рецензиями. Инерция застарелой вражды и злого соперничества оказалась слишком сильной. Отзывы зачастую были обидными и недоброжелательными. Только очевидные достижения питерского балета, о которых знает весь мир (например, восхитительная Лопаткина), удостоились похвалы. А суперзвезду Игоря Зеленского балетный критик Т. Кузнецова просто оскорбила, назвав "ходульным Зигфридом с тяжелой челюстью стоуновского прирожденного убийцы"... Между прочим, английские газеты во время летних гастролей Мариинского театра назвали Зеленского "фантастическим танцовщиком, хорошо знающим законы романтического балета и с помощью особой магии делающим все это понятным зрителям"...

Пижоны от критики, видно, считают, что употребление нескольких балетных терминов на французском дает право приклеивать любые ярлыки якобы со знанием дела. Неудивительно, что после таких недоброжелательных статей Зеленский чуть не заболел, а Диана Вишнева в одном из интервью призналась: "Москва ждет, чтобы я споткнулась".

Слава богу, московскую публику, по-настоящему любящую балет, нельзя сравнивать с "клакой" или повязанной круговой порукой критикой. Когда сидишь в зрительном зале и видишь, как переполнены ярусы, готовые, кажется, вот-вот рухнуть, слушаешь гром аплодисментов и крики "браво", то понимаешь, что московские любители балета выше клановости и местнического патриотизма.

"ЛОПАТКИНЦЫ" И "ВИШНЕВИСТКИ"

РЕДКАЯ картина: в директорской ложе дружески беседуют директор ГАБТ Коконин и руководитель Мариинки Валерий Гергиев... За последнее время в Большом театре не бывало такого количества высокопоставленных зрителей. За президентом и премьер-министром потянулась московская элита: Чубайс, Шохин, банкиры... В правительственной ложе был замечен председатель Госдумы Г. Селезнев, в первых рядах партера - Т. Дьяченко, главный сборщик налогов Починок, почти вся президентская администрация - от Ярова до пресс-секретаря Ястржембского с женой и детьми... На переполненных ярусах теснились любители балетного искусства, артисты театра и студенты. Да, было на что посмотреть: каждый спектакль заслуживает отдельной рецензии. "Шопениана", где безукоризнен строй кордебалета, а солисты так тонко чувствуют стиль... "Умирающий лебедь" с Лопаткиной - казалось, как после Плисецкой можно осмелиться это танцевать? Оказывается, можно: трагический излом рук, чувственные позы - целая поэма об измученной, страдающей душе... А "Пахита"? Каскад виртуозных пируэтов, прыжков, следующих один за другим, блестящие вариации Дианы Вишневой и Игоря Зеленского... Коронная роль московских гастролей Вишневой - Китри в "Дон-Кихоте". Ее страстный темперамент покорил зрителей.

Как в старые добрые времена, спектакли Мариинки вновь разделили московскую публику на два лагеря. Когда-то соперничали "козловитянки" и "лемешистки", - теперь в фойе Большого театра спорили "лопаткинцы" и "вишневистки"...

ДЕЛИТЬ НЕЧЕГО

ГАСТРОЛИ показали: делить Мариинскому и Большому театрам нечего. Проблемы одни и те же: нет хореографов, нет балетных дирижеров, нет художников, нет полноценных современных балетов. Зато есть прекрасные педагоги и выдающиеся солисты.

Зрители оказались значительно добрее прессы. Споры разгорались вокруг того, кто лучше, а не кто хуже. А к московской критике надо относиться философски. Ведь и Товстоногов не сразу ее покорил, и театр Додина приняли сначала в штыки...

Смотрите также: