С "умными песнями" у поп-звезд проблемы

   
   

В КАНУН шестидесятилетнего юбилея Владимира ВЫСОЦКОГО наша эстрада вдруг совершенно неожиданно решила устроить себе своеобразную проверку на прочность - более тридцати певцов, музыкантов и групп приняли участие в концерте "Я, конечно, вернусь...", где исполняли исключительно песни великого барда.

ПОХОЖЕ, далеко не все артисты отдавали себе отчет, во что выльется действо в спорткомплексе "Олимпийский". В самом деле: петь чужие вещи в последние годы наши звезды привыкли, удачно обкатав эту затею в отношении шлягеров Аллы Пугачевой, Олега Газманова, Льва Лещенко, не говоря уж о трехсерийных "Старых песнях о главном". (Изобретение, вообще говоря, чудное - своихто хитов у большинства отечественных "поп-гигантов" раз-два и обчелся, а тут предлагают готовенькие! Чего не спеть?) Но с Высоцким ситуация особая. Его стихи сложно ставить рядом даже с лучшими образцами эстрадного искусства, ибо они подчеркнуто индивидуальны, философичны, исполнены мысли, а некоторые представляют собой законченные драматические произведения. Для их исполнения необходимо глубокое понимание смысла, духовная сопричастность и недюжинные актерские способности, без чего прекрасно обходятся наши звезды, исполняя собственные незатейливые "шедевры". Таким образом, для бравых попсовиков (Макаревич и еще пара исключений не в счет) концерт должен был стать своеобразным тестом на артистизм и умение ИСПОЛНЯТЬ УМНЫЕ ТЕКСТЫ.

К чести участников следует сказать, что работали они бесплатно, а сборы от концерта пойдут Центру-музею Высоцкого на Таганке. Экзамен, однако, экзаменом от этого быть не перестал, и выдержать его оказалось под силу единицам.

Большая часть музыкантов сама подбирала себе материал, и если вы смотрели трансляцию по ОРТ, то могли заметить, что мало кто брался за сложные произведения типа "Охоты на волков" или "Райских яблок", предпочтя шуточные или блатные. Последних, как нам показалось, возник явный переизбыток, хотя в творчестве Высоцкого они не доминируют. Видимо, этот пласт просто ближе и понятнее некоторым родимым запевалам. Исключением стал Алексей Глызин, но всего драматизма "Куполов" он не передал. Кроме того, многих участников почемуто неминуемо тянуло в сторону кабака, хотя песни Высоцкого трудно представить исполняемыми в данном заведении. Это не Шуфутинский, которого часто заказывают празднующие братки. Тем не менее Евгений Осин, например, умудрился перевести "Скалолазку" в кабацкую стилистику, сделав из забавной, любимой альпинистами вещи какой-то странный "танцульковый опус" (подчеркиваем - не танцевальный, а именно танцульковый!). Как-то по-кабацки сыто-пьяно оформил "Ну вот исчезла дрожь в руках..." Юрий Лоза. Видно было, что в текст человек не вдумывается абсолютно. То же можно отнести и к Сергею Челобанову, исполнившему "Проложите, проложите хоть тоннель по дну реки..." Тут прямо беда с логическими ударениями. Ну не ключевые здесь слова "вино и шашлыки" - не о том песня! И зачем нужна дурашливо кривлявшаяся за спиной исполнителя парочка?..

КСТАТИ, некоторые участники, не надеясь, видимо, на собственные драматические возможности, использовали некие "живые картинки" - актеров, иллюстрирующих происходящее в песне. Так поступил Олег Газманов с историей "Про дикого вепря". Шуточную сказку со смыслом пытались изобразить в лицах скоморохи. Увы, спектакля не получилось. А ведь Высоцкий, когда исполнял эту вещь, делал его в одиночку! Да как! Ничего не смогли выжать из таких шикарно подходящих для мини-инсценировки песен, как "Тот, кто раньше с нею был", "Сегодня я с большой охотою...", "Про прыгуна в высоту", "Пародия на плохой детектив", "Комиссар", Виктор Чайка, Вадим Казаченко и Сосо Павлиашвили. (Последний выглядел интереснее других только за счет своего грузинского акцента.) Правда, режиссер программы Александр Левшин после концерта заступился за них, заметив, что вокалисты и не обязаны играть, как драматические актеры, но зачем же было браться за шапку, которая явно не по Сеньке?

И потом, дорогие друзья, вы ведь называете себя артистами! Это кое к чему обязывает. Вот справился же блестяще со своей задачей непрофессиональный певец Михаил Евдокимов, изумительно отыгравший "Смотрины" и "Письмо с выставки". Алена Апина с "Письмом на выставку" тоже смотрелась неплохо, чего не скажешь о Кристине Орбакайте. Явный наигрыш в "Песне Марьюшки" был заметен невооруженным глазом. Тяжело соперничать с Мариной Влади, для которой была написана композиция "Я несла свою беду...", но Азиза, пожалуй, знаменитой актрисе не уступила. Обладательнице действительно роскошного голоса Ларисе Долиной при исполнении "Куплетов Бенгальского" об Одессе недоставало динамики и варьетешной лихости. Наташа Королева в "Диалоге перед телевизором" явно переиграла Виктора Рыбина.

Из провалов отметим исполнение Владимиром Пресняковым-средним "Баллады о любви".

Эта песня содержит в себе колоссальную внутреннюю энергетику; она очень мужская, а мужественность, согласитесь, ассоциируется с голосом и образом Преснякова весьма относительно. Вот и получился какой-то плач.

Хрестоматийно, скучно спела "Дюна" "Утреннюю гимнастику", и уж совсем никак "Лицей" - "Песенку ни про что, или Что случилось в Африке". "Лицеистки" в очередной раз продемонстрировали отсутствие не только голосов, но и хоть какой-нибудь фантазии.

Наиболее удачным нам показался военный цикл. Самых добрых слов заслуживают "Любэ" и "МангоМанго". Расторгуев и компания отнеслись к выбранному музыкальному материалу бережно, спели просто и проникновенно, сорвав, наверное, самые бурные овации зала. Ну а от "Солдат группы "Центр" в исполнении "МангоМанго" просто бросало в дрожь - по эмоциональному накалу в этот вечер едва ли кто-то мог с ними сравниться.

В ЦЕЛОМ же итоги неутешительны. Продюсеры Александр Кальянов и Григорий Белкин собрали впечатляющий состав, но три четверти участников концерта расписались в том, что с настоящей поэзией совладать не в силах. Бодрое заявление Олега Газманова, что в эстрадную песню возвращается смысл, кажется явно преждевременным. Со вкусом и артистизмом тоже дело плохо. Интересные аранжировки можно было пересчитать по пальцам. Наконец, нет уверенности, что оказалась достигнутой главная цель, которую преследовал автор идеи и главный консультант вечера Никита Высоцкий. По его мысли, популярные эстрадные исполнители должны были возбудить интерес к творчеству Высоцкого у тысяч своих поклонников, выросших на их шлягерах, но никогда не слышавших "Баньку" или "Горизонт". В зале, увы, молодежи было маловато - все больше люди среднего и старшего поколений. Возможно, конечно, что юные фаны Апиной и Преснякова посмотрели телетрансляцию, но едва ли одна передача как-то повлияет на молодые мозги, изрядно отравленные российским попсовым варевом. Тут нужно время и... соответствующим образом работающие деньги. Их, кстати, у Музея Владимира Высоцкого после 25 января стало больше. Только ради этого сей неоднозначный концерт стоило проводить.

Смотрите также: