12 января автору песен "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Вернисаж", "Маэстро" и др. Раймонду ПАУЛСУ исполняется 70 лет.
- ВЫ давно не пишете новых песен - окончательно разочаровались в эстрадной музыке?
- Я трезво отношусь к процессам, которые сегодня происходят на эстраде, - кое-что принимаю, но от многого далёк. Недавно я записал целый диск классической музыки, поэтому вопрос о попадании в "Песню года" меня уже не так волнует (смеётся).
- А помните, как первый раз попали в "Песню года"?
- Да, это случилось с моей песней "Листья жёлтые", и тогда же я познакомился со всеми тузами эстрадной песни. Общались они между собой довольно специфически. Слушая песню другого, кто-нибудь из них мог запросто сказать: "Послушай, что за дерьмо он написал". Автор песни стоял при этом рядом. Они вот так друг друга ненавидели и поливали грязью, а я стоял с открытым ртом и не знал, как реагировать. Опять же никогда не забуду, как в советские времена на генеральной репетиции "Песни года" вдруг кто-то из начальства сказал: "А почему у нас от Казахстана нет ни одного исполнителя?" И специальным рейсом из Алма-Аты на съёмки доставили Розу Рымбаеву. Вот так всё делалось.
- Сегодня, значит, не следите за процессами на эстраде?
- Иногда, но всё стало настолько стандартным, одинаковым и примитивным, что не вызывает никаких эмоций. Это везде так - и у нас в Латвии, и у вас в России.
- Вас уже не приглашают в новогодние телепрограммы?
- Почему же? Я сделал свою новогоднюю программу "Пауловидение" - пародию на конкурс "Евровидение". Исполнители взяли мои старые мелодии, придумали шуточные тексты - в общем, с юмором их переработали. По-моему, получилось неплохо.
- Вы как-то сказали, что хотите подвести черту под своей деятельностью на эстраде. Значит ли это, что с музыкой окончательно порвёте?
- Не стоит спекулировать на теме моего ухода. Ведь я пытался поставить точку уже, кажется, четыре раза. Первый раз такая мысль возникла на 50-летии, и потом я каждые десять лет говорил себе, что это в последний раз. В этом году хочу всё-таки подвести черту под тем, что сделано, и думать о том, что можно ещё сделать и чего уже делать нельзя. Иногда смотрю на себя со стороны, по телевидению, и понимаю, что с сегодняшней попсой на одной сцене мне делать нечего. Я сейчас переключился на более серьёзные вещи, на академическую музыку с симфоническим оркестром или хором. Это как раз подходит моему возрасту.
- Однако вы продолжаете опекать попсовый конкурс "Новая волна", который каждое лето проходит в Юрмале.
- Моя роль в нём скорее идеологическая. А всем остальным занимается телевидение. К сожалению, сегодня главный критерий на ТВ - не качество исполнения, а высокий рейтинг. А моей целью всегда была помощь молодым и талантливым исполнителям.
- Вы когда в последний раз что-то сочиняли?
- Уже и не помню.
- Совсем не пишется?
- Нет. Больше выступаю как исполнитель.
- И всё же какую из песен вы считаете своим наивысшим достижением?
- Серьёзные композиторы обычно говорят: "У меня восемь симфоний, но особенно удалась пятая". А на эстраде так: "Эта песенка дошла до слушателя". Мне самому трудно рассуждать о своих сочинениях, но коллеги меня часто упрекали: "Ну что у тебя за музыка такая - из двух аккордов?" Не важно, сколько аккордов, если есть поддержка слушателей.
- В свой день рождения что будете делать?
- На этот день у меня запланирован концерт со знаменитым на всю Европу молодёжным камерным хором, который поёт всё - от классики до современного джаза. Мы составили лёгкую программу из моих произведений и сыграем её для приглашённых.