Блеф

   
   

КАК стало известно автору этих строк, в ближайшее время в СМИ из Швейцарии будет вброшен компромат на В. Путина. Исполняющего обязанности президента предполагается обвинить в махинациях с зарубежной собственностью Российской Федерации и причастности к уголовному делу "Мабетекс", или, как оно официально называется, к уголовному делу N 18/221042-98 "о злоупотреблениях в Управлении делами президента РФ". Как известно, в свое время он был заместителем П. Бородина. Автором взрывной информации, по сообщению источников в федеральной прокуратуре Швейцарии, выступит дежурный "обличитель" коррупции Филиппе Туровер-Чудинова.

Комбинатор N 1

ДО 1990 г. биография Туровера ничем особенным не блистала. Родился в Москве. Достиг должности бухгалтера Пролетарского отделения Московского городского общества охраны природы. В качестве мужа испанской гражданки в 1983 г. покинул СССР.

Снова в Россию, делать деньги, Туровер приехал на волне перестройки в 1988-м. Но бизнес явно не клеился. Ситуацию спасло знакомство с Франко Фенини, вице-президентом швейцарского "Банко дель Готтардо" из Лугано.

Туровер занялся возвращением долгов российских предприятий западным банкам и компаниям. Схема довольно примитивна. "Банко дель Готтардо" по дешевке скупал долговые обязательства и выдавал доверенность на их получение Туроверу. Он в России добивался того, чтобы обязательства погашались из федерального бюджета или бюджета какого-либо субъекта Федерации.

В начале 1998 г. в жизни Туровера начнется черная полоса. Его вытурили из "Банко дель Готтардо". С деньгами стало напряженно. Грозят неприятностями облапошенные им клиенты.

И тогда Туровер сделал коронный ход. Весной он явился в федеральную прокуратуру Швейцарии с громкими заявлениями о международной коррупции. Его лично принимает федеральный прокурор Швейцарии Карла дель Понте и ее заместитель Феликс Бесингер. Во время беседы Туровер выкладывает кучу фантастических историй, многие из которых впоследствии будут многократно озвучены в прессе. Здесь и президент Российской Федерации Ельцин с женой и дочерьми, его управляющий делами Павел Бородин вместе со всеми своими заместителями и родственниками.

Надо сказать, что Карле дель Понте явление Туровера пришлось более чем кстати. Ее профессиональная деятельность, полная оглушительных провалов и сокрушительных поражений, на протяжении последних лет была подчинена одной мечте: засадить за решетку хоть какое-нибудь значительное и известное лицо.

Туровер дал ей шанс реабилитироваться за все неудачи. А взамен просил лишь о предоставлении защиты, как важному свидетелю.

Тут же весной Карла дель Понте дает знать генеральному прокурору РФ Скуратову, что располагает информацией о коррупции в высших эшелонах российской власти. Она приезжает в Москву весной 1998 г. и оговаривает с ним план действий.

Тут же Туровера знакомят со Скуратовым, и он пересказывает российскому прокурору все, о чем уже поведал его швейцарскому коллеге.

И для Юрия Скуратова Туровер появился весьма вовремя. Вероятно, что весной 1998-го он уже знал о существовании скандальной видеозаписи.

Но слов Туровера и отдельных бумаг пока еще слишком мало для возбуждения уголовного дела. Один из сотрудников федеральной прокуратуры Швейцарии, просивший не называть его имени, высказывает такую версию развития событий. По его словам, для расширения доказательной базы Филиппе Туровер положил в карман диктофон, захватил своего адвоката и отправился в "Банко дель Готтардо". Там он стал требовать отступного, грозя в противном случае рассказать о Павле Бородине, о президенте Ельцине и его дочерях. Никто из сотрудников банка не понял, о чем вообще идет речь, и его выставили за дверь. Туровер достал из диктофона кассету и вылетел в Москву на встречу с Юрием Скуратовым.

8 октября 1998 г. по заявлению гражданина Испании Туровера-Чудинова Ф. возбуждается уголовное дело N 18/221042-98 о злоупотреблениях в Управлении делами президента Российской Федерации.

10 ноября 1998 г. из Москвы в Швейцарию отправляется первый запрос об оказании юридической помощи. В нем излагается суть дела. Говорится, что сметы на ремонт Кремля, Государственной Думы и Дома правительства России, заключенные между Управлением делами президента РФ и фирмой "Мабетекс", были завышены на 30-60%. Приводится и список подозреваемых в мздоимстве - управляющий делами Павел Бородин и его заместители: Александр Люлькин, Виктор Савченко и др.

Бородину в запросе приписывается счет "Мабетекса" "Деан" в "Банко дель Готтардо", куда ему якобы было переведено 11 млн. долл.

Приводятся в прокурорском послании и другие имена - Виктор Титов, Леонид Агапов, Андрей Ануров, Евгений Ленский. Самое интересное, что эти люди действительно имели на тот момент счета в швейцарских банках, в частности в "дель Готтардо". Только, как стало известно корреспонденту, открывал их лично Туровер, поскольку все они являлись когда-то его знакомыми или сотрудниками его московской фирмы и никогда не имели никакого отношения ни к Управлению делами, ни к каким-либо президентским структурам.

Однако уловка не помогла. При всем желании Карла дель Понте на столь небрежно сляпанный документ реагировать не могла. И тогда в Москву с документами по счету "Деан" вновь отправился Туровер.

В результате родился гораздо более солидный запрос от 10 января 1999 г. По большей части он построен на весьма своеобразных толкованиях Туровером движения средств по счету "Мабетекса" и практически весь направлен против управляющего делами президента РФ Павла Бородина. Ему уже приписывают возможное приобретение недвижимости через Паколли, а также наличие счета не только в "Банко дель Готтардо", но и в "Банко делла Звицера Итальяна".

Следом Генеральной прокуратурой РФ отправляется еще один короткий запрос от 13 января с просьбой провести обыск в "Мабетексе", и снова вкручивается информация о 11 миллионах, якобы прошедших через счет "Деан".

Скандальный "Деан"

НА СЕГОДНЯШНИЙ день счет "Деан" в "Банко дель Готтардо" стал чуть ли не главным символом российской коррупции. Хотя той же швейцарской прокуратуре уже к лету 1999 г. было хорошо известно, что ни к каким криминальным делам он никакого отношения не имеет.

Открыт он был в марте 1995 г. для обслуживания российских делегаций и специалистов в Лугано (проживание и прочее). Причем это не было актом благотворительности. По договору российская сторона в свою очередь оплачивала расходы по пребыванию официальных представителей "Мабетекса" в Москве. Дальше счет использовался для обеспечения текущей деятельности фирмы.

Операции по счету проводились непосредственно Беджетом Паколли и его братьями - сотрудниками "Мабетекса". Никаких следов Павла Бородина в документации по счету "Деан" не обнаружено. "Компрометирующие его бумаги", которые демонстрировались в прессе в связи со счетом, проверки на подлинность ни в Швейцарии, ни в России не прошли. И, судя по всему, были сфабрикованы кем-то из сотрудников банка.

Больше всего федеральную прокуратуру Швейцарии возбудил платеж одного миллиона долларов в декабре 1995 г. Деньги ушли фирме "Триндо Инвестмент Холдинг Лимитед" на счет в банке "Central European International Bank Ltd" в Будапеште. С легкой руки главного свидетеля поначалу считалось, что деньги предназначались на оплату расходов семьи президента Ельцина во время его визита в Венгрию. Расследование в прокуратуре Швейцарии показало, что это не так.

В январе 1998 г. счет был окончательно закрыт по требованию банка. Остаток 100 тыс. долл. переведен на счет "Мабетекса" в "Банко делла Звицера Итальяна".

Всего же за несколько лет через счет "Деан" прошло один миллион 850 тыс. долл. 11 миллионов там никогда не бывало.

Большая стирка

ОЖИВЛЕННОЙ перепиской между двумя прокуратурами дело не исчерпывалось. Был арестован Франко Фенини. Естественно, по доносу Филиппе Туровера. Тот обвинил бывшего партнера в том, что в 1993 г. банкир приезжал в Москву и, угрожая пистолетом, вымогал у Туровера 1 миллион 400 тыс. долл.

Впрочем, истинная причина заключения под стражу Фенини лежала на поверхности - сделать его более восприимчивым к вопросам следствия. А дальше, по информации уже из российской прокуратуры, предполагалось арестовать хозяина "Мабетекса" Беджета Паколли. Причем обязательно в Москве. Следом под стражу должны были быть заключены Павел Бородин, его зять и почти все его замы. А дальше, опираясь, как предполагалось, на показания арестованных, следствие должно было стремительно развиваться в сторону президентской семьи.

Однако все получилось не так.

23 марта Беджет Паколли приехал в Москву и дал пресс-конференцию по сложившейся вокруг "Мабетекса" ситуации. В тот же день Генеральная прокуратура РФ отдает распоряжение не выпускать его за границы Российской Федерации. На счастье главы "Мабетекса", бумага пришла на пограничный контроль в Шереметьево-2 примерно в одно время с отлетом его самолета.

Зато в тот же день (случайно ли?) в Москву прилетела Карла дель Понте. Вместе со встречавшим ее Юрием Скуратовым она удалилась в лечебно-оздоровительный центр Генеральной прокуратуры на Истре. Где и проходили все основные переговоры. Во многих встречах непосредственное участие принимал лично Филиппе Туровер.

Не успев допросить Паколли в Москве, Карле дель Понте пришлось делать это в родном Берне 29 марта.

В частности, в начале допроса Карла дель Понте сообщает Паколли, что он слушается в качестве лица, осведомленного о фактах по протоколу... представленному Генеральной прокуратурой РФ в рамках уголовного судопроизводства в отношении Бородина Павла Павловича в связи с злоупотреблением властью и пассивной коррупцией.

Как известно, против Павла Бородина никакого уголовного дела не существует, и обвинения ни в России, ни еще где-либо против него не выдвигались. Соответственно возникают закономерные предположения. Либо Карла дель Понте сознательно обманывает главу "Мабетекса" с целью оказать на него психологическое давление, либо у нее заведомо ложная информация от ее российских коллег о реальном положении с расследованием уголовного дела.

Российская прокуратура 8 июня породила еще одно ходатайство об оказании правовой помощи. На этот раз за подписью заместителя генпрокурора Давыдова. Гвоздем официальной бумаги был очередной туроверовский перл. Что якобы на одной из встреч в Управлении делами президента РФ 25 июня 1995 года Беджет Паколли преподнес Павлу Бородину на глазах президента "Банко дель Готтардо" Дженерали и его вице-президентов Фенини и Мордазини толстую-претолстую пачку долларов, часы "Картье" и брошь с огромным бриллиантом. Об этом, по словам Туровера, ему лично рассказал Мордазини.

На опровержение этого очевидного бреда не понадобилось много времени.

В августе, когда стало очевидно, что обвинений никому предъявить не удастся, соответственным образом препарированную информацию сбросили в печать.

Новый всплеск общественного интереса к делу N 8/221042-98 чудесным образом совпал с назначением бывшего управляющего делами президента РФ Павла Бородина на должность государственного секретаря Союза России и Белоруссии. Именно тогда в печати появилась якобы утечка о том, что следователь кантона Женева Даниель Дево выписал ордер на его арест.

Потом, правда, оказалось, что об аресте в бумаге Дево нет ни слова, а ордер этот - лишь на принудительный привод на допрос. Однако и здесь не обошлось без загадок.

Ордер на принудительный привод на допрос выписывается после троекратного отказа свидетеля или подозреваемого явиться к следователю. Источники в федеральной прокуратуре Швейцарии утверждают, что женевские бумаги оформлены с соблюдением всех формальностей. То есть троекратный отказ Павла Бородина на беседу с Дево запротоколирован. Сам Бородин это категорически отрицает. Более того, он неоднократно публично заявлял, что готов встретиться со швейцарскими следователями, хоть в Москве, хоть в Берне или Женеве, и ответить на все интересующие их вопросы.

Следовательно, все его троекратные якобы отказы фальсифицированы. Теперь остается только гадать, дело рук это Дево или постарались российские коллеги.

Теперь вот Филиппе Туровер-Чудинова решил внести определенный оживляж в международную жизнь.

Дела у него снова весьма неважны. Непосредственно в Швейцарии против него расследуется уголовное дело по фактам присвоения чужих средств мошенническим путем. В свое время Карла дель Понте обещала ему защиту. Однако все осталось на словах, на деле ничего официально оформлено не было.

Так что отсиживается сейчас Туровер в Локарно в доме некой Даниэлы Авдеруб. Ждет своего часа. И, похоже, он пробил. Уже летят в Москву сообщения: "Готов говорить о Путине. Всегда ваш Туровер".

От редакции. Публикацией статьи В. Белых о громком политическом скандале мы продолжили дискуссию, развернутую в российской и западной прессе. Надеемся продолжить ее в будущем.

Смотрите также: