Чем Хворостовский не Дон Жуан?

   
   

ЗНАМЕНИТЫЙ певец Дмитрий Хворостовский порадовал слушателей столицы двумя концертами в Большом зале Консерватории. Все мы помним чудесные выступления Хворостовского с циклом романсов "Петербург" Георгия Свиридова, который покойный классик Дмитрию и посвятил. Более того, Свиридов так широко популярен в России, что я рассчитывал получить от Хворостовского какие-то новые сведения о совместной работе с Георгием Васильевичем.

- ДА, был у меня период увлечения музыкой Свиридова. Я дал в Англии несколько концертов, на которых присутствовал автор. Мне это удалось организовать. Но теперь период преимущественного увлечения данной музыкой закончен, и перерыв, наверное, будет долгим. У меня есть много пустот в необходимом и желанном для меня классическом и современном вокальном репертуаре. Сейчас я увлечен творчеством Густава Малера.

Автор статьи прекрасно помнит, что Хворостовскому еще до пика его всемирной славы не удалось произвести впечатления на такой желанный для всех российских вокалистов театр, как Большой. Я много слышал об этой ситуации и не хотел бы ее комментировать. Думаю, что для Хворостовского эта "неудача" пошла на пользу. Сужу хотя бы по репертуару в Большом театре. Здесь великолепному баритону просто делать нечего. Особенно имеются в виду премьеры последних трех лет. У Дмитрия Александровича, по его собственным словам, есть определенная склонность к костюмному вокалу. Он блещет в таких партиях, как Евгений Онегин, Фигаро из "Севильского цирюльника", Дон Жуан, Родриго Поза из "Дон Карлоса", Граф из "Свадьбы Фигаро"...

Хворостовский тщательно относится к выбору репертуара и признается, что каждая новая работа дается ему через преодоление определенных творческих мук. Я в шутку спросил, не является ли его великолепная седая шевелюра результатом художественных поисков. Он без всякой улыбки ответил: "Наверное, да". Конечно, у Хворостовского, помимо изумительного вокала, очень хорошая сценическая внешность и актерские данные. Он и здесь чрезвычайно скуп и сдержан в отборе пластических и мимических средств. "Если хороший певец еще и классный актер, то это волшебное сочетание. К сожалению, на практике равновесие в данных свойствах - редкость. Если оно достигается, то получается Шаляпин. А это для меня самый точный компас в вокальном искусстве. Но поиск должен быть продолжен. Мы живем на рубеже двух веков и двух тысячелетий. Конечно, традиции - великолепный фундамент, но многое нужно продумать и пересмотреть, если не хочешь стоять на месте. Поэтому совершенно необходима работа над новыми произведениями и новыми ролями".

В Канаде Дмитрий Хворостовский снялся в музыкальном фильме "Дон Жуан" по Моцарту, где исполнил сразу две роли: Дон Жуана и Лепорелло. Я спросил Дмитрия, не труден ли для него Лепорелло, ведь это басовая партия. "Ля бемоль внизу мне вполне доступен. Эта партия скорее баритонального баса, чем баса чистого". Против такого аргумента возражений быть не может. Остается посмотреть фильм. Говорят, он появится вместе с Хворостовским в Москве к осени. И еще один проект талантливейшего певца не может не заинтересовать москвичей. Партия Риголетто в опере Верди. В "Новой опере" у Колобова. Я хорошо представляю себе творческое содружество этих двух музыкальных гигантов. Безусловно, нам предстоит оперное пиршество.

Смотрите также: