График выступлений дирижера и художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева расписан на несколько лет вперед и охватывает почти весь мир. Однако, по традиции, в рамках IV Московского Пасхального фестиваля маэстро дает несколько концертов и в российской провинции.
ХАНТЫ-МАНСИЙСК встречал музыкантов метелью и новым концертным залом мирового класса. Из-за нелетной погоды концерт задерживался почти на два часа... В ожидании публика фотографировалась на фоне афиш, где был изображен Гергиев, и выпивала за здоровье маэстро. "Я тебе еще раз говорю: он дирижер, а не певец!" - объяснял кому-то по телефону интеллигентного вида нефтяник лет 40, пришедший с супругой и двумя детьми. Нефтяник оказался весьма продвинутым... На вопрос "Поход на концерт - это решение спонтанное?" он выпалил: "Скорее не спонтанное, а понтовое. Вряд ли мы смогли бы легко попасть на Гергиева в Питере или Москве. А если б и смогли, то заплатили бы раза в три больше, чем здесь. Если уж дают такую северную льготу, почему ею не воспользоваться?.."
О сломанном пальце мечтало пол-оркестра
БИЛЕТЫ стоимостью от 600 до 2 тыс. руб. разошлись за пару дней. Как и в других городах, около половины мест было выкуплено для студентов и местных чиновников. Среди тех же, кто купил билеты на свои кровные, - преимущественно молодая интеллигенция 25-35 лет. В отличие от московской публики провинциальная идет на концерт без скептического настроя, дружно отключает мобильные телефоны и знает, что между частями произведений аплодировать не надо...
В Челябинске оперный театр оказался переполнен. Трехчасовой концерт многие слушали, стоя в проходах.
"Я еще раз убедился, что провинциальная публика сегодня готова воспринимать и оценивать серьезную музыку, - поделился с "АиФ" Валерий Гергиев. - Уже на местах стало понятно, что в каждом из посещенных нами городов можно было дать по два-три концерта подряд. Но это надо было планировать заранее - у нас же жесточайший график. Да, мы очень много работаем. Некоторые коллеги даже смеются над нами, говорят - "сумасшедшие". Но если я и оркестр не будем делать чего-то серьезного, что звучит не только в стенах Мариинки, но и на других площадках, значит, надо уступать место другим. Как бы ни было тяжело, в ближайшие годы мы будем стараться как можно больше уделять внимания работе в регионах. В конце концов, Святославу Рихтеру 20 лет назад удалось проехать с сольными концертами от Москвы до Дальнего Востока. А ему ведь было еще сложнее - российское бездорожье он преодолевал на автомобиле".
В заснеженную Сибирь оркестр прилетел практически сразу после гастролей во Флориде. Музыканты уже привыкли иметь при себе одежду на все случаи жизни. С собой же возится и значительная часть инструментов. Тяжелее всего в этом смысле приходится виолончелистам. Проблема отсутствия должного уровня инструментов в провинции иногда возникает до сих пор. Так, например, в Ханты-Мансийске почему-то не оказалось челесты. Ее было решено заменить синтезатором. В итоге в нужный момент электроника выдала дискотечный вариант академической сольной партии, перепугав весь оркестр.
"Уважаемые музыканты, наш самолет прибывает в Екатеринбург!" - радостно сообщила стюардесса. "Наверное, приятнее, когда объявляют прибытие, например, в Сидней или еще куда-нибудь, где тепло и сытно?" - интересуюсь у фаготиста Игоря. "Приятнее, когда дома находишься, с женой. Накануне перед большими гастролями по Америке одна наша скрипачка сломала палец и вынуждена была остаться в Питере... Целый месяц счастья! Поверьте, ей пол-оркестра завидовало".
"Честно говоря, по России гастролировать бывает даже приятнее, - включается в разговор трубач Костя, похожий на рокера. - Во-первых, публика доброжелательней, а во-вторых, организаторы стараются принять нас как можно лучше. Ты бы видел, куда нас иногда селят в Штатах... Ужас!"
Мариинка - это не шоу-бизнес
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ маэстро одолела ностальгия - 30 лет назад в этом городе он начал свою дирижерскую деятельность. От гостиницы до филармонии Гергиев, несмотря на дождь, предпочел прогуляться пешком. "Здесь я учился, здесь получил трудовую книжку и первый опыт работы с профессиональным коллективом", - вспоминает дирижер. За кулисами филармонии он прикасается к кирпичной стене и вздыхает: "Ну надо же... Ничего не изменилось". Помимо вечернего выступления для всех желающих Гергиеву принципиально важно было дать дневной концерт для студентов. Билеты по 30 рублей, зал вновь переполнен. "Я очень хочу быть услышанным молодежью", - говорит маэстро.
Гастроли симфонического оркестра, а это порядка 150 человек, - удовольствие, понятно, крайне дорогое. Для российских организаторов концерты Мариинки - вопрос имиджа, престижа. "А западным промоутерам, которые продают билеты по несколько сотен долларов за штуку, организация ваших выступлений хоть какой-нибудь доход приносит?" - спрашиваю Гергиева уже по дороге в Москву. "Симфонический оркестр не может стать частью шоу-бизнеса. Чтобы окупился один наш концерт, хоть в Ханты-Мансийске, хоть в Нью-Йорке, билеты на него должны стоить минимум одну-две тысячи долларов. В Америке, например, оркестры живут на пожертвования корпораций и частных лиц. У нас пока, как ни странно, жизнедеятельность академического искусства обеспечивает в большей степени государство. Между тем, я считаю, помогать искусству - это почти обязанность крупного бизнеса, особенно в России, где источник богатства - недра".