А ОН - все такой же: ироничный, лукавый, обаятельный. Накануне его юбилея нам удалось отыскать великого актера в городе Бостон (США). Вот уже 9 лет руководитель "Табакерки", а сейчас - главный режиссер МХАТа, приезжает сюда, чтобы обучать американских студентов.
ЛЕТНЯЯ школа Станиславского в Бостоне появилась в 1991 г. после успешных гастролей Театра п/р Табакова в США. Именно тогда американцы вновь проявили интерес к системе Станиславского. Эта школа существует исключительно на те деньги, которые получает от студентов. Для справки: цена летнего курса для одного студента по американским расценкам невелика - 2,5 тыс. долл. Но за эти деньги в течение 6 недель они получают знания, которые в действительности стоят во много раз дороже.
Трудовой день студента школы О. Табакова начинается в девять утра и заканчивается не раньше семи вечера.
Самое интересное происходит в конце дня, когда начинается мастер-класс. Ведут этот урок Олег Павлович и профессор Михаил Лобанов, много лет работающий вместе с ним в Школе-студии МХАТ. Студентам заранее раздаются роли (естественно, на английском языке), а затем начинающие актеры пытаются сыграть свои отрывки перед главным кудесником.
Безнадежно испорченный русский
ТАБАКОВ никого не щадит, говорит всю правду об их "игре", причем сопровождает свои слова неповторимыми комментариями и шутками. Показывая студенту, как нужно произнести простые слова - "я тебя люблю!", он падает на колени, багровеет, протягивает вверх руки и с невыносимой болью в голосе кричит.
Для общения со студентами у Табакова есть переводчик, но он - для передачи каких-то тонкостей. А когда мастер показывает, как надо было сыграть на самом деле, то тут уж и никакого переводчика не надо.
- Летняя школа - дополнительный заработок?
- Да, но не только это. По сути дела мы предлагаем в этой стране know-how, которым она не владеет или владеет не вполне.
- Почему именно Америка?
- Из всех крупных государств США оказались единственной страной, где, по сути, не было своей театральной культуры, если только не говорить о мюзикле. Но они были готовы купить то, что им понравилось. На самом деле интерес к нашей театральной школе проявился еще в 1924 году, когда в Штатах состоялись гастроли МХАТа. Тогда в нашу "веру театральную" обратились люди, которые потом стали пророками своего дела в Америке: Ли Страсберг, Стелла Адлер, Роберт Льюис, многие другие.
- Читатели, узнав о ваших ежегодных визитах в США, могут подумать о том, что вы "подстилаете" себе соломку на будущее?
- Ни в коем случае. Во-первых, есть земли ближе, которые я могу освоить, а потом, по определению, это невозможно. Я - безнадежно испорченный русский человек, и, наверное, все дело в том, каковы мои обязательства по отношению к зрителям. Это не только свидетельство моих "высоких гражданских помыслов", так сказать. Вот у Платонова сказано: "Россия без меня не полная". Точнее не скажешь.
На самом деле нельзя сказать, что мы приехали просто "на халтуру". Достаточно перечислить имена тех, кто здесь работает: профессор Алла Покровская, ректор Школы-студии МХАТ, профессор Анатолий Смелянский, профессора Андрей Дрознин и Михаил Лобанов, режиссеры Роман Козак и Александр Марин. Театральных педагогов такой высокой пробы, такого калибра на всю Россию, дай Бог, человек 20 наберется. То, что преподавать сюда выезжают лучшие наши мастера, - доказательство серьезности нашего отношения к американской программе. Мы хоть и первые, но не единственные, кто пытался заниматься этим делом в США. Были и другие, но они именно были.
Кто они - несчастные люди?
- Из простого человека с улицы вы можете сделать актера?
- Это очень трудно. За все эти годы было лишь несколько случаев, когда, например, мальчик из Техаса в свои 16 лет к концу занятий начал посылать миру удивительные откровения. Сейчас он весьма успешно работает в Театре имени Тайрона Гатри в Миннеаполисе, амплуа молодого героя. Были случаи, когда, окончив школу, ребята начинали изучать русский язык, а двое даже поступили в Школу-студию МХАТ.
...Знаете, о чем я сейчас подумал? Самые несчастные люди - это те, кто когда-то подавил в себе желание быть актером. А надо было обязательно попробовать, испытать себя. Человек, убедившийся, что не может быть актером, любви к театру от этого не потеряет. Просто в мире прибавится еще один вполне профессиональный театральный зритель. Их никогда не бывает слишком много - ни в Америке, ни в России.
Смотрите также:
- Александр Домогаров. И стал Турецкий Людоедом →
- Актер и режиссер используют друг друга →
- Очередь посредственностей →