Примерное время чтения: 6 минут
119

Очередь посредственностей

ЭТО кажется невероятным, но народному артисту России Александру Викторовичу ЗБРУЕВУ исполнилось 65 лет! Не так уж много актеров, которым удается более 40 лет неизменно оставаться любимцами зрителей. В нелегкую юношескую пору переходного возраста неиссякаемый оптимизм и ироничность героев Збруева не раз выручали меня в трудных ситуациях. И я немного завидую его студентам с актерского курса ГИТИСа - им повезло!..

- АЛЕКСАНДР Викторович, чему сейчас можно научить молодых ребят? Что вы в них вкладываете?

- Да ничему, как говорится, научить нельзя. Можно только научиться!.. Можно вспомнить то, что ты видел хорошего, талантливого в своей жизни, то, что тебя поразило и чего они никогда уже не увидят сами. И поделиться с ними этим. Рассказать о замечательном и прекрасном или, наоборот, об очень плохом, увиденном тобою, с позиции актера, с позиции художника. Тогда они поймут, и это вызовет у них определенное состояние души, произведет впечатление. Потому что в наше время почти не осталось ничего святого - святое только в воспоминаниях. Мои студенты никогда не увидят гениального артиста Гриценко. Они не видели и не увидят Ильинского, Кторова, Яншина (можно долго перечислять гениальных актеров), на которых можно было просто смотреть, наблюдать за их работой, и это уже превращалось в большую школу! Сегодняшние студенты этого лишены. Те актеры, которым можно было буквально поставить памятник, стерты и забыты. Поэтому у меня нет никакого менторства по отношению к курсу, слово "педагог" для меня не существует. А существует только какая-то связь времен. И я от своих студентов как актер получаю, может быть, даже больше, чем они от меня. Благодаря им понимаю, что такое сегодняшняя молодежь: чем она занимается, что ее тревожит, что она читает, к чему стремится. Это мне помогает воспринимать окружающее.

- А они слушают то, о чем вы говорите? Ведь сейчас нет авторитетов!

- Кто-то слушает... В них есть все - как тупость и лень, так и потрясающая энергетика и талант. Все же не бывают талантливыми. В принципе талант - это редкость. А у нас сейчас в моде такая чушь: чуть кто-то сделал что-то на среднем уровне (причем среднем уровне сегодняшнего дня, который с позиции нашего былого кинематографа представляется форменным безобразием!), а все говорят: "Ну наконец-то! Это - открытие!" Да нет никакого открытия! Все уже было! Планка стала ниже. Сегодня ее можно перепрыгнуть без разбега и встать в очередь посредственностей. И тем, у кого есть возможность не вставать в хвост этой очереди, надо держаться - сохранять свое человеческое достоинство, уважать себя и не переоценивать действительность. Они выступают на телевидении, в прессе, заливаются, как соловьи весной! А посмотришь на дела такого человека и не знаешь - плакать или смеяться. Чудовищная переоценка себя!

- Вот и учите ребят не заблуждаться!

- Да, но... У нас 5-6 театральных институтов плюс всякие платные-бесплатные параллельные курсы. И каждый год они выпускают около 200 артистов. А потом эти 200 человек, которые учились 4 года, и многие из них платили деньги за обучение, шастают от одного театра к другому, а их туда не берут. Берут всего двух - трех. Ну пусть 10, пусть даже 15! А остальная "рота" бегает на всевозможные кастинги!..

- ...Снимаются в тупой рекламе и "Окнах".

- Да! И продают себя за 3 копейки в бездарные фильмы. Это чудовищно! Я тут как-то разговаривал с очень уважаемым мною артистом и человеком Алексеем Баталовым. И он сказал: "Дело не в том, в скольких фильмах ты снялся, а в их качестве! Можно сняться в одном-единственном и получить в результате все, ради чего ты работаешь в этой профессии". Понятно, конечно, почему даже неплохие артисты идут в сериалы - чтобы заработать. А играть-то там нечего!.. Переключаешь телевизор во время рекламы и уже не можешь понять, какой сериал начинал смотреть: на всех каналах примерно одни и те же события, одни и те же лица. И я говорю своим ребятам: "Пользуйтесь тем, что вы пока еще учитесь, - играйте "Гамлета", "Ромео и Джульетту", играйте все! Потому что в дальнейшем у большинства из вас этой возможности не будет никогда!"

- Тут в очередной раз повторяли "Два билета на дневной сеанс" и "Большую перемену", и я вдруг задумалась: а кто из нынешних молодых актеров мог бы сыграть это или что-то подобное так, чтобы и спустя 30 лет это смотрелось так же живо, интересно, оптимистично? И к своему изумлению не смогла назвать ни одного! Хотя многие мне нравятся, но вот чего-то в них нет...

- Дело не в конкретных фильмах, это происходит вообще! Я вижу, что профессия потеряна! Школа потеряна! Нет какого-то духа, понимания того, что ты делаешь. Да, есть отдельные актеры. Они появляются на фильм-два и снова исчезают. В актерской профессии, как мне кажется, обязательно должен быть виден человек. Если человек со своей болью, со счастьем или несчастьем в глазах - в нем отражается сегодняшний мир, общество, в котором он живет. Вот тогда он становится Личностью, и это интересно зрителю. Актерская профессия бесконечна! В ней - интуиция, фантазия, философия, твои ассоциации, твое время, родные, близкие, любимые, враги... Все это вместе и есть профессия. И все это отражается на экране или на сцене. И то, что сейчас происходит с нашей профессией, - это потеря чего-то самого главного. И режиссура упала, опустила и актеров и зрителей. Меня иногда спрашивают: "Почему не снимешь фильм?" При том, как сейчас снимают, это несложно, можно даже не обладать профессией режиссера. Только ради чего? Для удовлетворения своего честолюбия? И кто его увидит, этот фильм?.. А с другой стороны - надо что-то делать! Нельзя просто сидеть на завалинке... Вот и суетишься... И моим ребятам-студентам, конечно, будет очень сложно и трудно в такое время. Я уверен, что многие из них будут работать не по профессии...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно