Примерное время чтения: 8 минут
137

ФЕДОР БОНДАРЧУК: "У ПОКОЛЕНИЯ НЕ ЖЛОБСКОЕ ЛИЦО"

Для своих тридцати с небольшим Федор Бондарчук успел сделать более чем достаточно. Не сделал лишь того, что было бы наиболее интересно поклонникам Бондарчука-старшего, - полнометражного фильма, в то время как его соратники-клипмейкеры выпускали картину за картиной. О том, что Федор - сын великого режиссера, все уже начали забывать. И вот...

БУДУ делать ремейк отцовского фильма "Судьба человека" 1959 года. Надеюсь и сыграть сам. Хотя действие в картине происходит в наше время - в основу легли события двух чеченских войн, - по большому счету в режиссерском сценарии моего отца ничего не изменилось.

Герой нашего времени

- Вы хотите осовременить героя "Судьбы человека" потому, что герои сегодняшнего кино вам малосимпатичны?

- Современный молодой кинематограф не нашел и не охарактеризовал героя нашего времени окончательно. Многие брались за модную фактуру, за модную тему, не до конца понимая и не зная тех людей, о которых пытались рассказать. Я считаю, что герой нашего времени не бандит и не рэкетир. Но я не хочу говорить: "Вот этот сделал не так, а я сделаю так". Это мой поиск - вот и все. И я сам собираюсь играть те переживания и тот жизненный опыт, который приобрел в своей бурной жизни 90-х годов.

Года четыре назад мы сидели после очередных съемок в этом кабинете - в кабинете моего отца - с оператором Владиком Опельянцем и пытались выяснить, какой теме мы могли бы отдаться беззаветно и целиком. И решили, что можем снять именно это - про чеченскую войну, про своих ровесников. Эта тема будоражит меня как мужчину.

- А будут ли смотреть кино про войну, которая и так не сходит с экранов всех новостийных программ уже не один год?

- Я думаю, что в первую очередь будут смотреть картину как мое кино. И соглашаться или не соглашаться с размышлениями на предложенную мной тему.

- Если герой нашего времени не бандит и не рэкетир, то кто он? Вот менты - они герои или нет?

- Однозначно. Люди сходят с ума от этих сериалов, обсуждают их, копируют героев, их шутками шутят. Значит, история получилась правдивая, и народ получил того героя, которого искал.

- В хорошенькое время мы живем, если у него герои такие.

- Очень часто героя этого нам насаждают, а мы его принимаем. Происходит некое ожлобление нации. В "Ментах" еще есть нормальные персонажи, но сейчас же снято такое количество фильмов и сериалов!.. И во всех - мои ровесники со жлобовитыми лицами. Но мне не хотелось бы, чтобы мое поколение воспринимали именно так. И это еще одна задача - при помощи моей картины разрушить тот образ героя, который складывается в кино.

Надоело за все платить

- Несколько лет назад Егор Кончаловский пропагандировал клип как наиболее современную нынешнему ритму жизни форму искусства.

- В России клипы вошли в моду, потому что были прогрессивнее и по картинке, и по способам монтажа, чем самые интересные художественные произведения, снятые раньше.

Сегодня есть технические приемы, которые идут в ногу с временем. Наши маститые кинорежиссеры приписали успех клипов новому клиповому сознанию. На самом же деле это просто требование времени - использовать в кино новейшие технологии. Та же "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера. Ничего супертехнологичного там нет, но он свободно пользуется всеми техническими средствами, которые сегодня существуют и даже еще не выдуманы.

- Когда ваше "Поколение" только появилось, от него многого ждали. Казалось, что пришли те молодые силы, которые перевернут кинематограф. А ничего никуда не перевернулось.

- Может, не те рычаги взяли? Мы-то, кто все это делал, еще не сказали своего слова - время не пришло. И у меня, и у Степы Михалкова было много возможностей запуститься со своими фильмами. Понимая, что в кинематографе все ожидают такого же прорыва, который произошел в клипах, мы с особым пристрастием отобрали литературный материал.

- Тут и другое "почему" возникает: почему с такого высокого уровня, на котором был наш кинематограф, мы скатились в такую яму?

- Эта... яма появилась оттого, что мы почти 10 лет жили в безвременье, в хаосе. Но любое изменение общественно-политического строя дает перлы в кинематографе и литературе. У нас пока этого не произошло, потому что период еще не закончился. И, когда подытожим период хаоса, мы и выдадим какие-нибудь перлы. Я настроен позитивно и на 100% уверен, что нас ожидает кинематографический прорыв.

- Были самобытные художники, было "Поколение", которое прекратило свое существование вместе с этими художниками. Ведь те клипы, которые показывают сейчас, трудно назвать произведениями искусства.

- Да, сейчас есть МТВ, которое показывает клипы, укладывающиеся в их ротацию и проплаченные исполнителями. Это шоу-бизнес, где производство поставлено на поток. "Поколение" поэтому и не нашло тогда свою нишу - потому что устали ходить и просить деньги не под Преснякова с Апиной, а на новые имена.

Но мы собираемся реанимировать фестиваль. Мы оказались правы, выждав некоторый период. Сейчас запланированные мероприятия с раздачей слонов заведомо известным персонажам уже не привлекают внимания.

Оставьте в покое фамилию!

- Тема "Отец и сын Бондарчуки" вам, естественно, надоела. Но, снимая ремейк, вы сами провоцируете разговоры и вопросы по этому поводу. Сразу появляются мысли, что папина фамилия не дает вам покоя.

- Это как раз и будет ответ, достаточно прямолинейный и агрессивный, на все вопросы. Только у меня в душе это будет как дань моему отцу, а все будут видеть в этом соперничество, мои попытки доказать свои способности. И это меня точно так же будоражит и подстегивает.

Отец мне никогда не пытался сказать: "Вот, ты жизни не нюхал"... Он, как мудрый человек, видел во мне талантливого человека. А я сейчас проецирую такое же отношение на своего сына и вижу в нем задатки талантливого человека.

Ну почему, скажите мне, все прицепились к этим фамилиям? Почему, например, Лазарев-младший должен считаться менее талантливым, чем Лазарев-старший? Почему бы не обсудить их творчество независимо от того, что они носят одну фамилию? Есть один актер и есть второй, и их нельзя сравнивать только потому, что один из них - отец, а второй - сын. Возьмите работы Лазарева-младшего и Лазарева-старшего, когда тот был ровесником своего сына, и покажите их независимым критикам, американским или французским, не называя фамилий актеров. И я посмотрю, в чью пользу будет сравнение!

- Пока сын не "оперился", сравнивать все равно будут, это вам известно больше, чем остальным. И если вы скажете, что проблем с таким "наследством" у вас не возникало, в это будет трудно поверить. К тому же многие "наследники" любят говорить, что фамилия больше мешает, чем помогает...

- В школе мне она мешала, но говорить про это надоело. А в институте... Меня не железобетонной кувалдой в институт пробивали. Я просто пришел и на вопрос: "Как ваша фамилия?" - ответил: "Бондарчук". Все. И звонить никому не надо, не принять сына Бондарчука, маршала от кино, просто не могли.

И потом, что значит "мешала фамилия"? Что, мне надо было прийти к отцу и сказать: "Мне мешает твоя фамилия"? Меня это подстегивало, и с некоей злостью в сердце и желанием положить на всех большой с прибором я все в жизни делал.

Фразы "Мне мешает фамилия" я просто не понимаю - это означает предать свою фамилию, предать себя. Просто расписаться в том, что сам я обосрался и мне мешает гений родителей, что слабак и ничего собой не представляю. Вот если бы я был Тютькин, то я бы и со своим маленьким талантом куда-нибудь пролез. Если талант маленький, Тютькин пролезает, а Бондарчук не пролезает! А у меня все пролезало. Везде и всегда.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно