Примерное время чтения: 6 минут
210

Киллер - киногерой нашего времени

ЕЩЕ НЕДАВНО русское кино было принято обвинять в том, что его нет. Сегодня многие уже соглашаются с тем, что оно есть, но количество и качество оставляют желать лучшего. (Что и подтвердилось на только что завершившемся в Сочи фестивале "Кинотавр-2000"). Сегодняшнее кино можно "разрубить" на два лидирующих направления: фильмы, которые сняты так, будто до двухтысячного года никакого кино не было вообще, и картины, снятые людьми, не желающими признавать, что этот двухтысячный год уже наступил. Это вполне можно объяснить как ситуацией в стране, так и переходом всей планеты из одного тысячелетия в другое, тем более что есть картины, стремящиеся с разных полюсов к золотой середине.

Мы - в хвосте

Ираклий КВИРИКАДЗЕ, режиссер, сценарист, автор сценария картины "Лунный папа":

- Что бы такое сказать, чтобы не было обидно услышать... На "Кинотавре" я увидел несколько хороших фильмов. Первое, что было интересно, любопытно и радостно, - фильм из трех букв "ДМБ". Я сам всю жизнь коллекционирую смешные истории, и присутствие здорового, хорошего юмора в сегодняшнем кино меня радует. Далее - абсолютно противоположная картина о Бунине - "Дневник его жены". Это интеллигентная картина, интеллектуальная, в ней есть какие-то сигналы движения, хорошего пути. Бунин там за весь сюжет ни разу, по-моему, ничего не писал. У нас ведь если картина о композиторе - о Мусоргском, например, то он должен непременно грызть перо и марать каракулями нотную тетрадь. А здесь мы проникаем во внутреннюю жизнь человека, что, собственно, и есть искусство. Все остальное - за исключением нескольких милых мелодрам - огненно-пистолетное направление, которое почему-то считается кассовым. "Брат-2" - талантливая картина в том смысле, что режиссер владеет своей профессией и грамотно работает с материалом. И может быть, она прозвучала бы лучше, если бы не обилие абсолютно одинаковых по тематике картин, гораздо более робко и слабо сделанных. Это обилие меня немножко испугало - не хочется, чтобы подобная тема выстраивалась в некий "мейнстрим" нашего кино.

Александр АТАНЕСЯН, генеральный продюсер фестиваля:

- Русское кино при всей его значительности, при всем его качестве отстало от русла мировой культуры. "Лунный папа" - снят в традициях большого европейского кинематографа и "отдает" Кустурицей. Фильмы "Дневник его жены" и "Русский бунт" - это кино восьмидесятого года. Сегодня в киноискусстве на первый план вышла проблема поиска современного героя. Мы никак не можем понять - кто он? Отсутствует и качественная киноиндустрия. Пока мы не станем частью мирового кинематографа, мы не будем иметь хорошее кино - мы будем иметь отдельные хорошие фильмы. У нас нет своей кинотехники, нет своей кинопленки, наши студии безнадежно устарели - только "Мосфильм" пытается что-то привести в порядок, но это - второй сорт...

Сергей МАКОВЕЦКИЙ, народный артист России:

- Ужасает отсутствие каких бы то ни было нравственных норм. Такое ощущение, что понятия "мораль" для большинства нынешних кинорежиссеров не существует. Поневоле затоскуешь по старым картинам, которые, помимо того что были очень профессионально сделаны, еще и пробуждали в человеке добрые чувства. А сегодня в фильме, который заявлен как "семейное кино", то есть предназначен для просмотра всей семьей, в том числе и детьми, каждые 10 минут произносится слово "пидор" или что-нибудь еще более смачное. А каждые 5 минут кому-нибудь либо дырявят мозги, либо бьют по физиономии. Современный киногерой может убить человека так же легко, как, например, выкурить сигарету. И при этом все-таки считаться ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ. До оправданий такого рода действий наше кино уже не опускается. Но самое страшное, что хорошее, наоборот, выдается за плохое. Что нормальные человеческие чувства не ставятся ни в грош.

Правда, 3-4 хорошие картины в год все-таки снимается. Не много. Но и не мало.

А хочет ли зритель такое кино?

Марина ТИМАШЕВА, обозреватель радио "Свобода":

- Каковы тенденции нашего сегодняшнего кино? Первая. Нечеловеческое количество "производственных" пьес, то есть криминальных боевиков. Раньше производственные пьесы писались о сталеварах, теперь - о киллерах. Более того, теперь в фильмах разговаривают на глубоко неизвестном мне языке, утверждая, что такова грубая реальность. Это вторая тенденция - сделать вид, что у нас все люди разговаривают на сленге типа "развести", "замочить" и т. д.

Третья - все продюсеры убедительно рассказывают о том, что они делают зрительское кино, при этом не очень понятным мне способом отделяя зрителей от самих себя и от меня, будто мы и не люди вовсе. Между тем хорошее кино, а не просто жанровая картина, состоит из многих слоев рассказанной в фильме истории. Одна очень понятна всем людям, дальше начинаются проблемы образования: что-то понятно, условно говоря, физикам, что-то - гуманитариям и т. д. Но вот на этом первом уровне зритель и критик всегда совпадут, и стремление продюсеров поделить зал на "критиков" и "людей" мне не очень понятно. Четвертая - слабая работа режиссеров с актерами. Такое ощущение, что актеры берутся из последнего увиденного режиссером фильма или спектакля и дальше, не меняя амплуа, как надувное бревно, таким образом переплывают из фильма в фильм. При этом количество блистательных актеров никак не соответствует числу сколько-нибудь профессиональных режиссеров. И вот эта абсолютная бедственность положения больших актеров, которым не с кем работать, заставляет их становиться "самому себе режиссером". Далее. Сколько бы ни уверяли создатели жанрового кино, что они его делают по-русски, если выключить звук, вы не отличите наш боевик от западного ни по сюжету, ни по интерьерам, ни по режиссерским приемам. Единственное отличие - язык, который, как уже было сказано, тоже трудно назвать русским. В общем, шедевров сегодня нет. Есть только стремление их создать. Будем пока довольствоваться этим?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно