Уже много времени прошло со дня премьеры "Брата-2", а споры о фильме не утихают. Пожалуй, со времени "Ассы" не было такого шума. Видно, здорово зацепило народ творение Алексея Балабанова. Ну как тут не пообщаться с героем минувшего лета!
-Алексей, саунд-трек к "Брату-2" подбирался по принципу "наше" или по принципу "лучшее"?
- Учитывалось и то и другое. Наше всегда лучшее. На тот момент это была самая свежая и продвинутая музыка. Не случайно многие песни впоследствии стали хитами.
- В фильме активно муссируется национальный вопрос, заходит речь о национальной идее. Это для вас сейчас актуально?
- Для меня это всегда было актуально. И будет.
- То есть вы собираетесь снимать фильмы в том же духе?
- Я собираюсь разные фильмы снимать. При чем здесь фильм? Я по отдельности существую, фильм - по отдельности.
- Флобер говорил: "Эмма Бовари - это я". У вас не так? Герои картины не озвучивают ваши мысли?
- Нет, конечно. Это всего лишь персонажи.
- Но фильмы как-то отражают ваши убеждения?..
- Как фильм может это делать, если каждый его герой выражает какую-то свою идею? Идеи разные, потому что герои тоже разные. Братья Багровы отличаются друг от друга, не правда ли? Они абсолютно полярные. У каждого своя философия. Мои убеждения тут ни при чем.
- По фильму американцы - гады, русские - гады, украинцы - гады. Все плохие?
- Почему плохие? Нет плохих, нет хороших. Каждый герой, еще раз повторяю, несет свою идею. Кто гады? Кто там гад, например?
- Ну... украинская мафия...
- А мафия хорошая бывает? Вам нравятся бандиты? Вы их любите?
- Тем не менее многие режиссеры создают культ отрицательного героя...
- Ну хорошо, ветер им в спину.
- Но Данила тоже убивает людей. В том числе и невинных. Нам нужен культ убийцы?
- Убивает людей! А вы не убиваете своих родственников? Словом, например? Вы, извините, скажете какую-нибудь гадость; у человека заболит сердце - и через три года он, не дай Бог, умрет. Вы считаете, что это вы его убили?
- Ага, понимаю - законы боевика...
- Какого боевика? Я не считаю свой фильм боевиком.
- Ого! Каков же тогда его жанр?
- Это внежанровое кино. Вернее - фильм, который объединяет в себе разные жанры.
- "Брат-2" для вас - этапная работа?
- Не знаю, что это такое. Я просто сделал картину - и все. Теперь иду дальше.
- Ваши фильмы временами мрачноваты... А жизнеутверждающего ничего снять не хотите?
- Это какие же мрачноваты?
- "Про уродов и людей", например.
- Это нормальный фильм о жизни. Вот вы все время радуетесь, да? Все время смеетесь, хлопаете себя по ногам, хохочете. В вашем голосе сейчас жизнерадостности много? Мы разные периоды переживаем. Каждый день разные настроения и состояния. Поэтому и фильмы есть и радостные и грустные... Как жизнь.
- Что вы дальше собираетесь делать?
- Фильм под названием "На краю земли".
- И какая будет идея?
- Знаете что, вы забудьте это выражение - "какая будет идея"! Фильм снимается не для идеи, а чтобы его смотрели. Вот какая идея в картине, например, Ван Гога "Куст сирени"? (Ближе всего кинематограф стоит к фотографии, чтоб вы знали.) Так вот, фильм снимается не для идеи. Никакой идеи у меня нет. Есть кино про северный народ под названием якуты в конце XIX века. По повести польского писателя Вацлава Серашевского.
- Почему сейчас так мало фильмов о молодежи, о тинейджерах?
- Про тинейджеров должны снимать тинейджеры или молодые люди, а не люди после сорока лет, хорошо знающие свое поколение. Тогда получится достоверно и здорово. Когда за это берутся сорокалетние дяди, ничего путного не выходит.
- Вы производите впечатление человека довольно жесткого. Это так?
- Нет. Я нормальный.