ВАЛЕНТИН СМИРНИТСКИЙ за более чем 35-летнюю актерскую карьеру снялся в целом ряде культовых фильмов, среди которых: "Семь стариков и одна девушка", "Адъютант его превосходительства", "Щит и меч", "Отцы и деды", "Однажды 20 лет спустя" и, конечно же, легендарная кинотрилогия о д'Артаньяне и трех мушкетерах.
- ВАЛЕНТИН Георгиевич, в ролях, которые вы играли прежде, почти всегда присутствовал элемент романтики, а сейчас в кино идет сплошь бытовуха. Вас это не угнетает?
- Отношусь к этому достаточно рационально, так сказать, с точки зрения возраста. Понятно же, что изменились ситуация и продукция, которая сейчас делается. А мне скоро будет 60 лет. Что могу сегодня сыграть в кино такого романтического? Хотя, наверное, можно придумать, если постараться. Так, к примеру, недавно вернулся из Симферополя, где один украинский режиссер придумал для меня небольшую забавную роль в фильме - человека пожилого, но достаточно романтически настроенного, дизайнера по профессии. Однако чаще мне предлагают играть бизнесменов, бандитов - то, что (как считают работодатели) я по своему актерскому имиджу представляю. Честно скажу: в общем-то в последнее время играю не самые приятные роли. Закончил работу в сериале "Вокзал", где сыграл современного бандюгу. Он - майор милиции, а на поверку оказывается убийцей. Такой вот "оборотень", использующий свое служебное положение. В 12-серийной картине Саши Аравина по знаменитой "Красной капелле" (о разведчиках) буду играть немца. Тоже не самого хорошего, но хотя бы не злодея. А в "Патриарших-4" у Дербенева - снова очередного бандита. Вот такие у меня сейчас... незамысловатые кинематографические планы.
- А как душа - просит чего-либо более возвышенного?
- Компенсирую театральными работами, которые иногда появляются. И в антрепризных проектах есть очень интересные предложения. Так что не очень горюю и к своему сегодняшнему кинематографическому производству отношусь философски.
- Какие у вас вообще взаимоотношения с нынешним временем?
- Да как-то я, хотя не занимаюсь коммерцией и ничего в ней не понимаю, к жестким, деловым отношениям как в финансовом, так и во всех других смыслах нынешней жизни адаптировался довольно быстро. Тоже достаточно резко себя веду, когда нужно. В общем - могу за себя постоять и ответить достойно, понимая при этом, что сейчас очень сильна власть продюсера. Именно он диктует условия, и надо к ним приспосабливаться.
- При таком раскладе вы можете на чем-то настаивать?
- Вы имеете в виду творческие требования? Ну, в определенных рамках могу их выдвигать, конечно. Потому что на сегодняшний день в основной массе (я не имею в виду конкретных людей) режиссура у нас слабая. Два проекта, в которых снимаюсь, продюсирует Тодоровский-младший. Вот он, поскольку сам является неплохим режиссером, прекрасно во всем этом разбирается и в качестве продюсера достаточно грамотно контролирует процесс съемок. Он соображает! А есть продюсеры, которые, кроме финансов, больше ни в чем "не волокут". Для них главное - сделать все быстренько, экономно, поменьше заплатить... Вот с такими работать труднее. И режиссура тоже очень разная. Многие пошли "на поклон к желтому дьяволу" или поняли, что деваться некуда, и стали снимать сериалы. Кто-то пытается это делать более качественно - выкраивая крохи, приглашая хорошего оператора, хороших актеров, выдумывая что-то нестандартное, а кто-то лепит по "мыльному" типу. Все зависит конкретно от режиссера и продюсера, с которыми ты сталкиваешься. И тут уже соображаешь - можешь ты или нет что-то продиктовать. Иной раз понимаешь, что "копья ломать" бессмысленно. Ну, горечь некоторую испытываю по старому хорошему кино. Потому что мне, слава богу, довелось его вкусить в достаточной мере. И так думаю не я один, а очень многие актеры.
- При том, что сериалы делаются так быстро, остается ли место для актерской импровизации?
- Да, конечно! Вот, например, в "Вокзале", который мы снимали в Минске, много работали с молодым режиссером Андреем Кавуном. Он меня слушал, мы с ним импровизировали, постоянно придумывали что-то... Он меня совсем не ограничивал. И хотя я сам еще не видел отснятый материал, мне сказали, что он получился более чем приличным.
- А бывает наоборот: смотрите потом и в ужасе выключаете телевизор через три минуты?
- А как же! Естественно! Бывает, конечно!.. И даже, к сожалению, очень часто!..