Есть среди актеров такие, чьи герои, а то и просто лица, входят в наше сознание и поселяются там уже навсегда. Это и называется - стать звездой. Когда пытаешься применить это понятие к кому-нибудь из нынешних наших знаменитостей, кто первым приходит на ум? Пожалуй, Олег ЯНКОВСКИЙ. Недаром называют его одним из первых в рейтингах и зрители, и профессионалы.
ОЛЕГ Янковский - последняя советская кинозвезда. Блестяще выглядя, не жалуясь, никого не обличая, не снимаясь, как его одаренные коллеги, где попало, вообще не суетясь, он достроил, наконец, свой имидж. Причем противоположный тому актерскому образу, с которым он вошел в историю нашего кино.
Если герой Олега в "Полетах во сне и наяву" был, с точки зрения здравого смысла, неудачником, то нынешний герой - сверхуспешный. Если тот, увлекаясь женщинами, рано или поздно разочаровывался в них, был, что называется, убегающим мужчиной, то на экране телевизора Янковский подает себя - что важно, абсолютно искренно, - добропорядочным семьянином. Если того упрекали, что он не ходит, как все, а летает, то этот - словно пожинает плоды своей прежней свободы. Тонкость ситуации заключается в том, что обреченка, уязвимость героев Янковского - тех "последних", которые будут "первыми", - доказана правдой жизни, сегодняшним положением Олега. Причем Янковский - именно советская звезда. Его образ не имеет ничего общего со стереотипами западных или наших, скосивших "туда" взгляд. Его не сопровождают скандалы, женитьбы, не муссируются угоны машин, сгоревшие дачи, дружба с героями- антигероями "Белого дома" и т. д. Он и интеллектуальный, и интеллигентный - не важно даже, какой "на самом деле". Главное - у него замечательное лицо, отвечающее ностальгии зрителей самим своим типом - "дворянским", "выродившимся". С таким лицом его можно представить в Госдуме в 1916 году, но не в ЦК. Олег соответствовал - особенно в советское время - ожиданию молчаливого несогласия тому, что происходило вокруг. На съемках "Полетов" ему говорили: "Произнося любую реплику, ты должен думать, что ты против советской власти". Ну что это за объяснение, смешно, да? Но в его глазах всегда это было.
Конечно, в советский период маска молчаливого несогласия находила желанный отзвук. Теперь, когда Олег благоразумно не снимается, привлекает его маска не уронившего себя артиста и в то же время не парии, не несчастного...
Более того, он единственный артист, который нигде не снялся из-за денег. Он очень чутко следит, чтобы не спала пелена его загадки, истинной или выдуманной - роли не играет. И это его держит! Олег генетически обречен на успех. Не говорим о таланте в смысле мастерства. Его магия и есть талант. Нельзя сделать умный взгляд, а глупыми умные глаза сделать можно. В нем неистребим знак качества - его внешность.
Олег умеет носить костюм, смокинг, элегантно завязывать шарф. Между прочим, именно "вид" Олега поначалу внушал некоторое подозрение. Один критик сыронизировал, что, "если чистый воротничок, хороший покрой брюк и приятно изысканные манеры, - значит, человек пустой и отсталый". Тогда у нашей звезды должен был быть другой имидж. Необязательно рванины, но все же. Времена меняются, и теперь тот отсталый, кого подводит линия пиджака. Посмотрите, как наши "авангардисты" приоделись. Внешность Олега сработала наконец беспроигрышно именно благодаря его "неинтеллигентности", благодаря тому, что он, в сущности, простой парень, умеющий себя держать. Помните картину Крамского "Неизвестная"? Ее фокус состоит не в том, действительно красива она или нет. Притягательность изображенной женщины заключалась в ее таинственности. На картине она одна, без спутника, шикарно одетая, куда-то едет. Что в то время казалось вызывающим и намекало...
Олег тоже дразнит. Он никогда не пройдет "просто так" в кадре. Он позаботится о том, чтобы не пропало его представление о собственном имидже. Любопытно, что именно его образ постепенно сформировал и личность Янковского, а не наоборот. Он как бы стал режиссером собственной жизненной роли. Вспомните любого замечательного артиста, поставьте его рядом с Олегом в фильме. Они будут говорить, Олег - молчать, и личностью будет он! Он может недоиграть или переиграть, но не может стоять в массовке. А, например, Энтони Хопкинс, несмотря на так называемое интеллектуальное выражение лица, может. Потому что яркость дарования Хопкинса заключается в высококачественном ремесле. А Олег, возможно, не добирая в профессионализме, имея ряд ограничений, что особенно ощутимо в театре, владеет большим.
Вообще ведь актеры обычно хотят сыграть много ролей и желательно разных по характеру людей. Олег никогда не играл ролей характерных, он всегда был героем. Это как есть профессиональный бабник, а есть человек, любящий женщин. Бабник будет блистательным с любой - ему все равно. А ценитель женщин избирателен. Поезд, который Олег собрал из своих ролей, состоит из вагонов СВ. Он всегда был в СВ, шел ли его поезд в Углич, Ужгород или Крыжополь.
Зара АБДУЛЛАЕВА, критик, Роман БАЛАЯН, кинорежиссер.