Андрей СОКОЛОВ - актер, режиссер, продюсер, писатель, гонщик, парашютист, охотник, рыболов и др., словом - человек крайне деятельный, был пойман мною "тепленьким"... после занятий в тренажерном зале. И, как ни странно, оказался готовым к философской беседе.
- ТАКАЯ бурная жизнь не способствует подведению каких-то промежуточных итогов. И все же, вы как-то отмечаете свои "свершения"?
- Беда в том, что каждый раз, когда заканчиваешь какое-то дело, возникает ощущение, что находишься у разбитого корыта. Такое чувство, что жизнь кончилась и все надо начинать заново. А когда себя приучаешь к тому, что каждый день надо начинать заново, каждый день надо прожить как маленькую жизнь, то уже и на саму жизнь начинаешь смотреть иначе. Я пришел к выводу, что жизнь в действительности - маленькая провокация. Назначение людей в том, чтобы жить. И жить здесь, сейчас, в это время. Поэтому говорить о каких-то своих успехах... нелепо! По моему глубокому убеждению, все самое настоящее всегда только впереди. И абсолютно уверен, что, по большому счету, еще ничего не сделано.
- Не сделано? Это поза или реальный жизненный итог: вчера у вас была съемка и спектакль, сегодня тоже...
- Съемки?.. Сейчас заканчивается один проект. Год моей жизни, 12 серий. Параллельно идут еще два проекта: 16 серий и 24. Вроде бы большая работа, большой объем, а такое ощущение, что все равно это... пройдет. Все проходит. Так что - какие итоги?
- Многие актеры, сыграв в начале карьеры удачную роль, потом всю жизнь эксплуатируют подобный типаж. И вы могли бы на многие годы остаться любовником "маленькой Веры". Но предпочитаете постоянно экспериментировать. Македонский в "Таис сияющей" Театра Луны - яркий, неожиданный образ. Как удается не повторяться?
- Я театральными ролями особо не избалован: их у меня немногим более десятка. И каждая становится событием - будь то "Таис", "Койка" или ленкомовский "Варвар и еретик", где мне всего за 3 дня надо было ввестись на роль. В профессиональном плане очень важно ни в коем случае не опускать руки, когда у тебя нет работы, и воспринимать любую паузу как подготовку площадки для следующего "прыжка". И как накопление потенциала, в том числе и физических сил. Стоит посмотреть на наших актеров: они же все измотанные, с синяками под глазами. Черт-те что! Нет, конечно же, актер ни в коем случае не должен лосниться от жира. Но, выходя на публику, он должен быть в форме не только духовной, но и физической. Это - тоже часть профессии. И на это нужны время, силы и воля. В конце концов для мужиков это часть жизни! А часто к "полтиннику" человек расползается, в штаны не влезает... И еще существует опасная, губительная для многих "вилка": с одной стороны - ты должен нравиться, чтобы получать роли. То есть тебя должны "хотеть". Тебе должны хотеть работу эту дать. А с другой стороны, это, в общем-то, женское качество - нравиться. И я знаю многих хороших, блестящих актеров, которые остались нормальными мужиками, без потери ориентации и собственного личностного начала, но - увы! - без работы.
- Но режиссеру нужна команда единомышленников!
- Согласен. Личностное актерское начало может перетянуть весь замысел. Почему так мало снимали Луспекаева в свое время? Думаю, что из-за этого. Поэтому важно, чтобы у актера был свой режиссер, который бы его "видел", понимал, ощущал, работал бы "на него", а в конечном счете - на себя, на свою идею. Если такого не случается... Кто-то сам начинает собой заниматься. А кто-то уходит из профессии. Потому что книжки можно "в стол" писать, а роли "в стол" не наиграешь. Люди стареют - в 60 лет Ромео уже не сыграешь. В этом плане профессия у нас жестокая...