РЕЖИССЕР и сценарист Николай ЛЕБЕДЕВ стал, пожалуй, самым молодым режиссером, получившим Государственную премию. Ему было 34, когда он снял "Звезду" - современное прочтение повести Э. Казакевича о семерых разведчиках, заброшенных в тыл врага. "Звезда" собрала неплохую кассу по России и была отмечена президентом как лучший фильм 2002 года.
Хорошим быть модно!
- ВЫ СТАЛИ одним из первых режиссеров, кто вновь вернулся к теме Великой Отечественной войны. Сейчас же появился целый ряд фильмов про ту эпоху - "Свои", "Водитель для Веры" и другие. Почему режиссеров снова заинтересовали события 60-летней давности?
- Про всех не знаю - могу сказать только о себе. Мне захотелось посвятить эту картину памяти своих близких. Мой отец всю жизнь искал могилы брата, отца. Всю его семью разметала война, и ему так важно было их найти... "Добрые" люди говорили, что это будет моя последняя картина - кино мне больше снимать не дадут, потому что "Звезда" провалится в прокате, что эта тема никому не интересна. А она в результате получила Госпремию.
Почему сегодня режиссеры снова вспоминают те времена?.. Понимаете, мы живем по принципу маятника. То мы убеждаем себя и других, что у нас все хорошо, то, наоборот, утверждаем, что все плохо. Раньше подобная игра в диссидентство была очень удобна. Кто такой диссидент? Человек, который очень не любит власть. Но в нашем государстве понятие "власть" так прочно срастили с понятием "страна, родина", что в конце концов стало модно не любить страну. А это неправильно. Власть и страна - разные вещи. Некоторые до сих пор продолжают играть в такое дурацкое диссидентство. Вот я сказал, какая наша страна омерзительная, - значит, я герой! Но на самом деле подобные поступки нигде в мире не приветствуются. Ну не плюете же вы в свою маму только из-за того, что она постарела. И на родную страну плевать нельзя!
Сегодня мы начинаем потихоньку признавать, что не все люди, жившие в советское время, были ублюдками. И Сталин - это еще не вся страна. Мы вновь вернулись к нашей истории, к самым трагическим ее дням, потому что нам хочется понять себя, поверить в себя. Исследовать только новейшую историю, зачеркивая при этом все остальное, довольно недальновидно. Да и просто скучно. Когда шла лавина фильмов про бандитов, складывалось впечатление, что других людей просто нет. Получается, что в стране живут либо неудачники, оказавшиеся за бортом новой жизни, либо члены различных криминальных банд. Но это же абсолютное вранье!
- Пока наши родители обличали советскую систему, выросло целое поколение, которое вообще не знает, что своей страной можно и нужно гордиться. И теперь все те же обличители кинулись придумывать национальную идею. Но разве такую вещь, как патриотизм, можно привить искусственно?
- Искусственно его привить нельзя. И национальную идею нельзя придумать, сидя в кабинете. Ведь она заключается в здоровом развитии общества. А нас так ломали и крушили весь ХХ век, что мы сами уже запутались. Мы изобретаем какого-то гомункула, равняемся то на одних, то на других, не думая о том, что надо просто стараться жить достойно.
Когда я в первый раз попал за границу, я был ошеломлен тем, с каким уважением люди относятся друг к другу и улицам, по которым ходят. Что там чисто, в подъездах не плюют, не выбрасывают мусор прямо из окна автомобиля. И когда я вернулся, то почувствовал себя просто каким-то оскорбленным патриотом. Потому что вдруг понял, как мы безжалостно, бесстыдно относимся друг к другу и сами к себе. Это же так просто - бросать мусор в урну, а не мимо.
- Но кидают-то почему-то мимо!
- Потому что к этому нас приучали десятилетиями. Интеллигенцию целенаправленно уничтожали - вспомните "Собачье сердце" Булгакова. Это же все было! Мы получили тяжелое наследство, но понемногу менять ситуацию мы можем. Хотя бы мусор на улице не бросать - это уже первый шаг на пути к патриотизму. Мне кажется, что, когда мы все это потихонечку поймем, что-то в мозгах изменится.
К тому же, мне кажется, сегодня людям захотелось опять быть хорошими. Благодаря тому что границы открылись, мы стали больше ездить. И народ потихоньку начал понимать, что ни в одной стране мира бандитские системы не привели ни к чему положительному. Что вновь надо возвращаться к цивилизованным отношениям - просто ради того, чтобы элементарно выжить. Хотя в человеке, как говорят, заложено очень мощное стремление ко всему злому и разрушительному, но это все-таки животное начало. А начало человеческое - то, что нам хочется любить и быть любимыми, хочется улыбаться, а не вцепляться друг другу в глотку.
Лекарство от стрессов
- ОТ ПРОДЮСЕРОВ сейчас часто можно услышать: кино переживает кризис. Нет идей, нет сценариев. Почему их нет? Что, в жизни проблемы все разом решились?
- На мой взгляд, кино - это не слепок с действительности. Это вообще ошибка - пытаться заставить кино жить по принципу "утром в газете - вечером в куплете". Американцы не так уж глупо поступили, когда придумали систему развлечений. Кино способно очень сильно отвлекать людей. Не пудрить мозги, но дарить надежду, душевное отдохновение. И режиссеры, и продюсеры сейчас гоняются за чем-то оригинальным, хотя на самом деле все просто - есть добро, есть зло, есть человеческая драма.
Не случайно же десять - пятнадцать лет назад у наших зрителей бешеным успехом пользовались дешевые мыльные оперы. Потому что после всех этих социальных потрясений, бесконечных съездов, которые транслировали по телевизору, людям показали пусть примитивную, но очень узнаваемую жизнь. Народ получил возможность отключаться от проблем, очередей, коммуналок с их склоками и воображать себя принцами и принцессами.
Говорят, что американский кинематограф, пошедший по пути развлечения, в хорошем смысле этого слова спас нацию в 30-е годы ХХ века, когда Америка переживала Великую депрессию. Эмоциональная встряска, которую они испытывали, сидя в кинозале, помогала им снимать стресс. Иначе многие просто наложили бы на себя руки.
- В российский кинематограф сегодня пришло много молодежи. Но что-то среди них не видно наших Гаев Ричи и Люков Бессонов, способных взять штурмом мировой кинорынок и доказать, что Россия еще существует как мировая кинодержава.
- Тех режиссеров, которых вы назвали, замечают прежде всего на американском рынке. Мы узнали про французского режиссера Люка Бессона, автора фильмов "Ее звали Никита", "Пятый элемент" и пр., после того как он совместно с американцами снял "Леона-киллера". Так уж получилось, что американцы сосредоточили в своих руках все нити манипулирования общественным мнением. Они десятилетиями собирали у себя талантливых людей, заманивали Эйзенштейна, Хичкока, Фрица Ланга и многих, многих других. Копили силы, суммировали мировой опыт в кино, не отказываясь ни от чего. И им в конце концов удалось стать королями киноиндустрии. Они первыми поняли, какие преимущества дает умение воздействовать на огромную массу людей.
Что касается России, то почему-то нас, молодых режиссеров, пользуют преимущественно как авторов фестивального кино.
- Кто нас пользует? Мир?
- И мир, и мы сами. Ведь у нас Гайдай стал гением только после смерти. А как к нему относились до этого? Говорили: "Да ладно! Какой там талант - так, ширпотреб, безвкусица". Это сейчас все понимают, что он обладал профессионализмом высочайшего уровня, что его фильмы потрясающе воздействовали на умы. У нас всегда не любили и до сих пор не любят зрительское кино, относятся к нему с высокомерием. Так почему же мы удивляемся, что у нас так мало режиссеров работает в жанровом кино и мы без боя отдали такой выгодный рынок?
НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ, 37 лет, режиссер, драматург. В 1993 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Снял фильмы "Змеиный источник", "Поклонник", "Желанный" (снят по заказу одной из американских кинокомпаний), "Звезда". "Звезда" стала самой титулованной картиной режиссера - она была не только отмечена "Никой" и "Золотым орлом" (по разным номинациям), но и получила национальную премию "Блокбастер" как лучший фильм в категории видеопродаж.