ГРУСТНО начинает свою жизнь в третьем тысячелетии столица. Пушкинская площадь, Останкинская телебашня - это ведь только середина списка. А "самолет Боровика", а "вертолет Федорова"? Ведь это все события одной цепи: ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА.
ДАВАЙТЕ посмотрим на наш город с точки зрения обычного технаря. Москва - один из крупнейших мегаполисов мира. Сложная многоуровневая система. Только цифры (под землей): протяженность сетей водопроводных - 8,8 тыс. км, газовых - 4896 км, канализационных - 5882 км (15,5% из них находятся в ветхом состоянии и требуют перекладки), в том числе 952 км коллекторов и дождевых стоков. На поверхности: более 5 тыс. промышленных предприятий, 6 нефтебаз и 70 химически опасных объектов, более 400 предприятий имеют источники радиации, 46 - исследовательские ядерные установки. (Плюс несколько десятков секретных предприятий, аварийный потенциал которых тщательно скрывается.)
Такая насыщенность создает колоссальную напряженность. Но это только одна сторона проблемы. Оборудование на заводах нередко имеет 100- и даже 200%-ный износ, персонал не обучен действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, отделы техники безопасности на большинстве предприятий сокращены на 50-80% или вовсе ликвидированы. 50% городской пожарной техники подлежит списанию, не хватает 26 пожарных депо. Опасные промышленные предприятия часто вплотную прилегают к жилым районам. Да, городские власти разработали программу вывода вредных предприятий, но она рассчитана на перебазирование только тех, которые находятся в историческом центре. Да и идет черепашьими темпами: из 80 предприятий выведено пока меньше 10. Положение усугубляется тем, что в производственную сферу влилось много новых предпринимателей, имеющих весьма условные представления о правилах безопасности.
Еще одна угроза - старая электропроводка. Для реконструкции энергоснабжения исторического центра столицы, по оценкам специалистов НИиПИ Генплана, требуется около 13,5 млн. долл. А дома с деревянными перекрытиями, таких только в центре города около тысячи, с точки зрения столичного Управления противопожарной безопасности не что иное, как дремлющие крематории.
Самое страшное, что остановить процесс разрушения технических систем каждый из нас в отдельности не в силах. Но городские власти вполне способны разработать (и обеспечить финансами), во-первых, программу безопасности города, учитывающую все его "пороховые бочки", а во-вторых, обеспечить необходимой (на уровне нового века) техникой спасательные и аварийные службы.
Евгений КУЗНЕЦОВ, эксперт технических проектов Центра поддержки научных исследований:
- Все эти катастрофы должны были начаться гораздо раньше. Технические системы имеют срок износа. Чем отличается сложная система от простой? Если в простой сломался ключевой элемент, она сразу не работает. В сложной системе элементов много, и если один вышел за сроки годности, система еще как-то держится. А вот когда выйдет из строя другой, соседний элемент, может начаться лавинообразный выход. Срабатывает эффект домино, все начинает рваться. Столичная техносфера оказалась обречена, как только исчез режим централизованного управления ею, поддержания порядка. Индивидуальный владелец завода, например, будет тянуть до последнего, чтобы сменить элементарный насос: во-первых, нет денег или их жалко, во-вторых, не хватает элементарной технической культуры и ресурсов. Известно, что Останкинская башня эксплуатировалась с превышением всех норм нагрузки. В одной аппаратной было больше приборов и кабелей, чем положено. Система пожаротушения на них явно не была рассчитана. Мы должны быть готовы к новым техногенным катастрофам. В Москве и Подмосковье находится большое количество ядерных реакторов - в вузах, в НИИ, где мало денег, где разрушена сама структура и люди вынуждены поддерживать все из собственных средств. Ожидать можно чего угодно.
Виктор ФОРАПОНОВ, руководитель группы подготовки материалов по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций НИиПИ Генплана:
- Техногенная ситуация в Москве не предвещает ничего хорошего. Вероятность катастроф масштаба пожара на Останкинской телебашне достаточно велика. И, учитывая то, что большинство потенциально опасных объектов расположено рядом с жильем, а плотность жилой застройки почти в каждом округе превышает норму, велико и число потенциальных жертв. Один из наиболее проблемных объектов - нефтеперерабатывающий завод в Капотне, авария на котором может быть сравнима со взрывом современной атомной бомбы. А шинный завод, который горел уже не раз, или 15 ТЭЦ, при каждой из которых взрывоопасное мазутохранилище. Не меньшую опасность представляют и обычные подземные коммуникации, по вине которых сегодня происходит до 70% техногенных сбоев. Выйди там что-нибудь из строя, шок будет посильнее, чем сейчас: одно дело остаться без любимой телепередачи, другое - неделю сидеть без воды, тепла или без телефона... Сколько раз мы твердили городским властям - нет смысла возводить новое жилье на старых, прогнивших коммуникациях. НО НАС НЕ СЛЫШАТ!!!