Примерное время чтения: 5 минут
195

Дырявые пожиратели дорог

ПРОБЛЕМА "провальных" дорожных люков поднималась на страницах "АиФ. Москва" не раз, но с каждой публикацией открываются все новые аспекты уже известной "бездонной" проблемы. После встречи с кандидатом наук, заведующим лабораторией дорожного строительства ГУП "НИИ московского строительства "НИИМосстрой" Леонидом ГОРОДЕЦКИМ мне стало ясно, что даже те модели, которые ГУП "Мосводосток" и ГУП "Мосводоканал" (владельцы большинства проблемных люков) рассматривают как самые современные, уже давно должны быть установлены где-то на обочине дорожного прогресса...

ПО ОЦЕНКАМ "НИИМосстрой", на сегодняшний день в аварийном состоянии находится порядка 90% всех дорожных люков. И это происходит несмотря на то, что ежегодно миллионы рублей тратятся на реконструкцию дорог. Каждый раз происходит одно и то же: новые люки бетонируют на дороге, затем под давлением машин крышка колодца начинает проседать, асфальт вокруг колодца покрывается трещинками - и опять необходим ремонт. При этом жилищно-коммунальные службы продолжают гордиться реализованными объемами работ по реконструкции, хотя многие из них проводятся уже как минимум пятый раз на той же самой территории, причем без надежды на какие-либо перемены к лучшему.

"Дефект в ныне эксплуатируемых типах люков заложен конструктивно, - объясняет Леонид Городецкий. - Проблема в том, что верхняя часть дорожного люка, называемая оголовком, не доходит до горловины колодца, состоящей из последовательно составленных колец. Это расстояние в "классическом" варианте забивается либо кирпичом, либо бетоном, либо вставляется в сегмент кольца. А теперь представьте себе - в мягкой "дорожной одежде", которая специально создана так, чтобы двигаться под давлением колес, появляется бетонный "гвоздь" в виде люка и шахты. Естественно, что при малейшем смещении "гвоздь" начинает "распарывать" дорожное полотно".

С третьей попытки

ЧТО ЖЕ ПРИДУМАЛИ в ГУП "Мосводоканал"? (ГУП "Мосводосток" вообще открестился от установки каких бы то ни было новых типов люков, сказав сакраментальное: "Денег нет".) Сначала решили создать люк на опорной плите по принципу "больше площадь - меньше давление". Только ошибка повторилась: опорную плиту опять положили на кольца, и получился тот же самый "гвоздь", только больший по размеру. Такой люк действительно редко проваливается, но асфальт начинает рушиться уже вокруг всей опорной плиты, в результате чего проблема "морщинок" приобретает ужасающие размеры. Другой тип конструкции смотровых колодцев с названием "плавающие" на самом деле ничуть не лучше. На горловину опять-таки жестко надели "фартук" из чугуна (кстати, заведомо неудачного для этой цели материала).

Между тем тип колодцев, действительно пригодных и специально разработанных для московских дорог, был изобретен в "НИИМосстрой" очень давно - 15 (!) лет назад. Только по неясным причинам до сих пор не замечен. Чтобы исключить возможность образования "гвоздя", необходимо отделить оголовок от горловины колодца, создать для верхней части опору на землю, а не на шахту. Для этой цели была изобретена опорная плита, вмонтированная собственно в "дорожную одежду". У люка сразу появляется множество преимуществ: оголовок деформируется вместе с дорожной одеждой (потому и не появляется паутины из постоянно углубляющихся трещинок), уровень крышки люка теперь можно регулировать, этот тип люка легко устанавливать на дорогах с уклоном (достаточно разместить опорную плиту под углом).

Забытая "сотня"

СМОТРОВЫЕ колодцы с регулируемым оголовком прошли все испытания. Заводом треста "МСМ-5" в стеклопластиковых формах было изготовлено 100 комплектов люков из фибробетона, которые были использованы при реконструкции Тверской улицы, Малой Бронной, дорог у Павелецкого вокзала. Несмотря на то что ремонт проводился около четырех лет назад, все дорожные колодцы "живы и здоровы" до сих пор. Но дальнейшего применения в Москве технология не нашла. Оставшиеся от той партии люки с удовольствием купила фирма из Калуги и увезла на установку в свой город. Кстати, в других городах России данный тип люков эксплуатируется уже давно.

Главная проблема с установкой смотровых колодцев с регулируемыми оголовками - их стоимость. Она, как оказалось, несколько выше, чем у других типов люков. Но новые люки полностью окупают себя за 3-4 года. Причем ни в каком ремонте не нуждаются еще несколько лет. А дальнейшая технология реконструкции такого люка значительно упрощается за счет регулируемого оголовка.

"Новую-старую" технологию уже дальше некуда совершенствовать - самое время ее применять. Тем более что "черные дыры" на дороге - это проблема, которая уже давно коснулась каждого москвича, независимо от чина и звания. Однажды даже Юрий Лужков, проезжая по Рижской эстакаде, наехал на сломанный люк, крышка которого "пропахала брюхо" машине мэра, пробив картер. Но, если проблемы не были решены даже после этого, остается только развести руками...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно