Пламя до "Седьмого неба"

   
   

В ТРИ часа дня в воскресенье мы начали бить наши телевизоры. В полчетвертого стали грешить на антенны. Потом поняли: что-то случилось не с телевизорами, а с телевидением. Начался самый громкий пожар, о котором нам почти ничего не рассказали с голубых экранов - потому что на них в августе вдруг пошел "снег". Говорят, он будет идти еще долго. Но вдруг это еще не самые страшные последствия, к которым может привести пожар на Останкинской башне?

ЗОНОЙ риска кажутся сейчас жилые кварталы в окрестностях телебашни. А если она не выдержит и упадет? Вряд ли. Все бетонные конструкции (а это примерно две трети башни) сверхнадежны. Они должны выстоять не то что в пожар, а перенести без потерь сильный взрыв или землетрясение до 8 баллов по шкале Рихтера. Сейчас самые серьезные опасения вызывает верхняя часть башни, последние метров двести. Верхушку удерживают стальные канаты, и, по некоторым сообщениям, примерно треть из них сгорела, а башня несколько наклонилась на северо-восток - это сейчас основное направление ветра. Конечно, если бы канаты остались целы, поводов для волнения не было бы никаких. По расчетам, максимально допустимая скорость ветра для башни - до 44 м/с. Ураган двухлетней давности она выдержала без малейшего напряга. По счастью, ураганных ветров в ближайшее время Гидрометцентр не ждет. По прогнозам - от 3 до 7, максимум 10 м/с. Но если предположить самое худшее - верхушка рухнет, - то и тогда нет причин волноваться: зона отчуждения вокруг башни достаточна. Сейчас возникают предположения, что восстановлению сгоревшая часть не поддается. Если это так (или если она будет представлять опасность), то ее должны по кускам срезать с вертолетов - и таким образом "обезглавить" башню. По предварительным подсчетам, на восстановление башни потребуется не менее пяти миллионов долларов. Мэр Лужков уже заявил, что Москва денег не выделит: супербашня - собственность федеральная.

В окрестностях Шуховской башни, на Шаболовке, тоже волнуются: что если телевизионные ретрансляторы перенесут сюда? Излучаемая ими радиация для здоровья, прямо скажем, не полезна, а зоны отчуждения вокруг Шуховской практически нет. Начальник отдела электромагнитного загрязнения в городском Центре санэпиднадзора Вадим Ицков нас успокоил: не может быть, чтобы телеретрансляторы были перенесены на Шаболовку. На эту современную телетехнику Шуховская башня в принципе не рассчитана. Какой же другой запасной вариант будет выбран, сейчас не знает никто. Дело в том, что об авральной замене Останкинской башни никто никогда не думал: даже по самым пессимистическим прогнозам, с ней ничего не должно было случиться еще годиков двадцать, а создатель башни, Николай Никитин, был уверен, что она простоит и триста лет.

А тридцать лет назад, когда строилась башня, одна московская газета пошутила, что, мол, под основание завезено несколько грузовиков со взрывчаткой. Власть отнеслась к шутке серьезно и до предела ужесточила систему безопасности. Во всяком случае, даже намека на теракт за все эти годы в башне не было. Сейчас министр внутренних дел Рушайло уверяет в отсутствии криминального следа, а у пепелища активно работает ФСБ. Теоретически любой, кто имеет доступ к антенному хозяйству, мог пронести простейшее устройство с замедлением, способное вызвать возгорание. А там уж рассчитывать, что огонь скроет все следы. Причины найти можно: от конкурентной борьбы между каналами до заинтересованности некоторых сил поставить преграду бурному информационному потоку.

В последнее время примета осени - политические волнения, а отсутствие основных телеканалов решает эту проблему достаточно уверенно. Вместо митингов народ отправится на огороды убирать урожай. Можно предсказать и другие последствия пожара. На домах станет больше антенн-"тарелок", люди будут больше читать и слушать радио. И наконец, можно поспорить - через девять месяцев в Москве возрастет рождаемость. Надо же без "ящика" как-то развлекаться...

Смотрите также: