Уныние - это грех

   
   

КАК всякий урожденный москвич, Евгений СТЕБЛОВ не может представить себе жизнь вне столицы. Живет в начале Тверской, поэтому практически каждый день и в любую погоду гуляет в Александровском саду.

- Там в саду меня знает буквально каждая ворона, каждый дворник. Как-то присел на лавочку пирожок съесть, подбегает тетка с метлой: "Здравствуйте, Евгений Юрьевич! Наконец-то вас живьем увидела..." И просит анекдот рассказать. Попытался отшутиться, мол, бесплатно не работаю. Не поняла, обиделась...

- Евгений Юрьевич, как приходят к вам роли? Вы мечтаете о них, планируете?

- Просто ищу ответы на волнующие вопросы бытия. А роли, как правило, приходят в виде своеобразных ответов. У меня в свое время был выбор в Театре имени Моссовета: сыграть либо Алешу Карамазова, либо Смердякова - роль сценически более выигрышная, эффектная. Но я выбрал Алешу, близкого мне по духу человека. Однажды в театр на спектакль пришла выдающаяся актриса Серафима Бирман. Мы играли с Ростиславом Пляттом. Он - старого ученого-физика. Я - молодого ученого, его сына. На сцене сталкивались два поколения. После спектакля иду домой, и вдруг меня догоняет Серафима Германовна. А она, надо сказать, была очень откровенным человеком и всегда выкладывала начистоту все, что думала. За это ее многие недолюбливали и побаивались. Она сказала: "Так приятно, юноша, видеть на сцене человека с позицией". И тогда я задумался: а в чем же моя позиция? Скорее всего это не из области сознания, а какое-то внутреннее устройство художника, который что-то принимает, а что-то нет. Чувствуя свою дорогу, он не заблудится. Причем эту свою позицию художник должен доказывать не словами, а работой. И я понял, что отныне духовная позиция для меня первична, а лицедейство - вторично.

- Для вас жизнь - это игра случайностей или нечто, данное свыше?

- Все в этом мире не случайно. Думаю, что тот, кто верит в случайность, не верит в Бога.

- Вы верующий человек?

- Раньше, когда только начинал играть, не задумывался об этом. Теперь на этот вопрос отвечаю утвердительно. И это осознанная вера. Хотя меня и в детстве всегда тянуло в храмы, даже в разрушенные. Тянуло и в старые усадьбы. Видимо, корни сказывались...

- Ходят слухи, что кто-то из ваших ближайших предков был то ли губернатором, то ли предводителем дворянства...

- Мой прадед, Павел Павлович Стеблов, родом из Рыбинска, был действительным статским советником и депутатом Думы. Недавно я побывал на родине предков. Меня повезли показывать старый город. Варварства было много в советское время, церковные книги утрачены, многие памятники уничтожены, но здание гимназии, где директорствовал мой прадед, сохранилось. Потом, по пути на Рыбинское водохранилище, мы проезжали усадьбу Михалковых, бывшее имение предков Никиты Михалкова. Побывали в краеведческом музее, где выяснилось, что наши с Никитой Сергеевичем предки - а нас судьба как-то сразу связала после фильма "Я шагаю по Москве" - были не только из одних и тех же мест, но и принадлежали к одному и тому же кругу. Только предок Михалкова был предводителем дворянства. Мне показали фотографию, запечатлевшую визит в город Великого князя Владимира Александровича, родного брата императора Николая II. На ней рядом с Великим князем стоят "первые лица" Рыбинска - дворяне Михалков и Стеблов.

- Недавно закончились съемки картины "Возможная встреча", где вы сыграли роль великого Баха. Легко ли быть гением - хотя бы на съемочной площадке?

- Мы с Михаилом Козаковым уже два года играем этот спектакль по пьесе Пауля Барца. На сцене все время два человека - Бах и Гендель. После одного из спектаклей Козаков вдруг сказал: "Слушай, надо снять, пока мы живы". Пошутил так. Две серии по сорок минут каждая мы сделали в рекордно короткие сроки - за шесть дней. Работали по двенадцать часов в сутки. Это была каторга! Тем более что и роли сами по себе сложные. Бах и Гендель здесь - имена нарицательные. Тема Баха - "художник и Бог", тема Генделя - "художник и власть". Бах в пьесе даже завидует Генделю чисто в обывательском плане. Ведь он был лишь скромным кантором церкви Святого Фомы, а Гендель процветал при английском королевском дворе, имея лавры всемирно известного музыканта. Когда же приходит момент выбора, Бах выбирает то, что "диктуется" ему свыше. Видимо, все, кто должен донести до человечества какую-то высшую истину, все гении, проходят через жестокие испытания и страдания. Познание вечных истин плохо уживается с достижением земных благ...

- Вы могли бы, исходя из своих духовных убеждений, определить, что такое счастье?

- Для любого верующего человека главное счастье не в достижении материального благополучия. Хотя, конечно, было бы ханжеством утверждать, что этого совсем не нужно. Тем не менее и сегодня, если перед настоящим художником возникает проблема выбора, он решает ее так же, как когда-то Иоганн Себастьян Бах.

- Перед вами часто возникает такая проблема?

- Часто. Например, поступает предложение, материально выгодное, перспективное, но что-то в нем смущает. Обычно в таких ситуациях я сразу объясняю, что именно. И, как правило, даже если отказываться не приходится, предложение как-то само собой отпадет и проблема исчезает.

- Что именно вы не приемлете?

- Да те самые грехи, которые отрицает Евангелие. Конечно, любой человек не без греха, и играть добродетель в чистом виде нереально и скучно. Мне интересен человек борением в нем добра и зла. Я могу принять любой сложный характер, скажем, Раскольникова или другую личность, прошедшую через мрак, преступление. Но если потом он не проходит через очищение, катарсис, мне этот герой не интересен. Когда показывают или пишут модную ныне "чернуху", плачутся, что жизнь ужасна и беспросветна, по-моему, это тот самый грех, который называется "уныние".

- Но ведь сегодняшняя жизнь действительно очень нелегка. Не жалеете о "добрых" советских временах?

- Материальная сторона моей жизни стала гораздо хуже, чем раньше. Хочу ли я вернуться в советские времена? Нет. Сегодня меня никто не контролирует, я обрел ощущение настоящей свободы. Другое дело, что ныне процветает диктатура денег, капитала, и многие благие намерения не могут осуществиться из-за отсутствия финансирования. Но материальные трудности, честно говоря, я переношу легче, чем духовные запреты. Самыми тяжелыми, кстати, были не запреты какой-то конкретной работы, а закладывание в душе страха, опасения, тягости.

А ТЕПЕРЬ О ПОГОДЕ

НЫНЕШНИЙ август не отличается неожиданностями в погоде. Высокая облачность и дождливые дни сменятся относительно сухой и солнечной погодой. Уже с первых дней недели обширный антициклон, распространившись на средней полосе страны, станет щитом на пути непогоды. Лишь в отдельные дни местами прольются кратковременные дожди. Начало недели будет еще прохладное: ночью + 6... + 11, днем + 17... + 22 . Но с каждым днем воздух будет прогреваться все больше. И уже после 2-3 сентября температура достигнет своей обычной нормы. Ночью минимальная температура будет около + 8... + 13 , а в полуденные часы столбик термометра поднимется до + 24 .

Атмосферное давление ожидается повышенным - около 750-755 мм рт. ст. Суточные колебания достигнут 3-5 мм рт. ст. Стабильное атмосферное давление и спокойная геомагнитная обстановка благотворно отразятся на самочувствии людей пожилого возраста и метеочувствительных горожан.

Смотрите также: