ЭТА неделя отмечена сразу двумя датами. Исполнился год, как Владимир Путин стал премьер-министром. И ровно 100 дней, как произнес президентскую клятву и официально вступил в должность главы государства. С тех пор он не просто продемонстрировал новый стиль руководства страной. Фактически мы уже живем в новой стране.
Разведка боем
ГОВОРЯТ, разведчик - не профессия, а стиль жизни. Одно из правил разведчика (это, кстати, отмечал в одном из интервью сам Путин) - никогда не отрываться от "хвоста". Ведущие слежку должны быть уверены в том, что непрерывно контролируют "объект". Тогда бдительность наблюдателей автоматически притупляется...
Это правило президент применил на практике. Поначалу казалось, что "объект", за которым пристально наблюдала вся страна, ведет себя вполне предсказуемо. Все ждали, что "разведка" начинающего президента продлится как минимум до осени. К тому же и сам Путин как-то заметил: первый год у нового главы государства уходит только на формирование команды и формулирование задач, которые предстоит решить в последующие годы.
И вдруг спустя несколько дней после инаугурации из Кремля один за другим посыпались указы и законопроекты, подрывающие власть региональных элит. Но никакого бунта это не вызвало. Губернаторы, убаюканные вниманием президента (зря, что ли, тот каждую неделю в регионы мотался), оказались совершенно не готовы к сопротивлению. Обезоруживало противников и то, что как опытный психолог (в разведшколах, как известно, учат и этому) президент никогда не отказывался от компромиссов. Но, идя на незначительные уступки, от принципиальной линии он не отступал.
Как бы то ни было, бесспорно одно - путинская разведка боем принесла успех. За каких-то два месяца профессиональному разведчику удалось достичь того, чего бывалый аппаратчик Б. Ельцин не смог добиться за два президентских срока, - почти полного контроля над страной. Бывшие удельные князья-губернаторы, которые еще не так давно показывали Центру кузькину мать, покорно склонили головы в ожидании государевой милости и утешительного приза в виде места в Госсовете. Олигархи еще не вымерли, но братскую могилу для них уже заботливо приготовили. Одни в нее фактически уже соскользнули, другие сидят тихо и не ноют. Но и к ним вот-вот нагрянут люди в масках. Пример "Сибнефти", похоже, призван продемонстрировать, что неприкосновенных олигархов в принципе быть не может - даже если они носят фамилию Абрамович. Не зря же Путин однажды признался, что по роду профессии всегда старался "держаться подальше от этой публики".
Мастерство диалога для разведчика - одна из главных составляющих профессии. Тем более что во время службы в ГДР главной задачей Путина была вербовка и работа с агентами.
Те, кто лично беседовал с президентом, обычно удивляются тому, насколько он прост и приятен в общении. Но ошибаются те, кто внимание и заинтересованность главы государства расценивает как знак того, что собеседникам удалось договориться. Говорят, что именно на этот крючок попались многие губернаторы и олигархи, для которых сам факт встречи с президентом со времен Ельцина всегда являлся знаком особой милости. В приватных беседах Путин редко дает обещания. По отзывам его ближайших сотрудников, он искренне недоумевает, когда доходит информация, что какой-то из его собеседников обижен "невыполнением договоренностей". Дескать, мало ли что ему показалось - мы ни о чем не договаривались!
Новые ловушки
ЗА ПРОШЕДШЕЕ время президенту не просто удалось сохранить свою предвыборную популярность. Согласно опросу ВЦИОМ, рейтинг Путина с тех пор даже повысился. Но означает ли это, что успех и дальше будет сопутствовать Путину?
Взрыв на Пушкинской площади в Москве стал кровавым салютом, которым неизвестные террористы "отметили" годовщину пребывания президента на вершине власти. А ведь ситуация в Чечне по-прежнему далека от развязки. Не надо быть пророком, чтобы прогнозировать - затягивание операции сыграет злую шутку с президентским рейтингом.
Головной болью могут стать для Путина и кадровые противоречия в его окружении. Президентская команда вызывает в памяти известную басню о лебеде, раке и щуке. Контроль над администрацией пока сохраняют представители старой "семейной" гвардии (А. Волошин и др.). Но у администрации появился и мощный конкурент в лице руководимого С. Ивановым Совета безопасности. При этом у "приближенных к телу" питерских чекистов довольно мало общего с земляками - питерскими либералами, "окопавшимися" в правительстве (А. Кудрин, Г. Греф, Л. Рейман). Одни "закручивают" гайки и пытаются поставить под незримый контроль силовиков все процессы в стране, другие в то же самое время проводят самую либеральную (то есть снижающую роль государства) экономическую реформу.
Как знать, не обернутся ли эти и подобные нестыковки в будущем серьезными политическими провалами для хозяина Кремля?
Наконец, невозможно предсказать, чем грозит Путину новоиспеченная оппозиция, неформальным лидером и идеологом которой стал Б. Березовский. Сегодня список записавшихся в эту оппозицию артистов и режиссеров вызывает разве что улыбку. Но ведь год назад попытки Б. Березовского создать на пустом месте прокремлевскую партию "Единство" тоже поначалу не воспринимались всерьез.
Как бы там ни было, проблем за эти 100 дней у президента существенно прибавилось. И он сам не прочь еще увеличить их список, собираясь осенью принять Земельный кодекс, закон о партиях, сформировать Госсовет и, возможно, обновить кабинет министров.
Смотрите также:
- КОММЕНТАРИИ. К чему темнить при формировании правительства? →
- С кем он - "мистер Путин"? (часть 2) →
- Те еще кадры →