Трагедия с "Курском"

   
   

В СУББОТУ, 12 августа, примерно в 11 часов утра в Баренцевом море в 157 км к северо-востоку от Североморска во время проведения учений потерпел аварию лучший корабль Северного флота - атомная подводная лодка "Курск" класса "Антей" (бортовой номер К-141). На очередной сеанс связи с базой корабль не вышел. Лишь через 2 часа 17 минут после установленного времени командир лодки капитан 1-го ранга Г. Лячин вышел на связь и сообщил, что на лодке очень серьезные неполадки и что лодка вынуждена лечь на грунт. Больше капитан на связь не выходил.

ПО НЕКОТОРЫМ данным, на лодке произошел сильнейший взрыв - почти полностью разрушена ходовая рубка и носовая часть корпуса, возможно, возник пожар. 4 из 10 отсеков лодки затоплены, в том числе оба ядерных реактора. Лодка лежит на глубине 102 метра.

О катастрофическом характере повреждений говорят такие факты, что система аварийного всплытия лодки не сработала и что на спасательные суда, находящиеся сейчас в районе аварии, вызваны не только конструкторы лодки, но и специалисты-ядерщики. Также не сработала и всплывающая спасательная камера, рассчитанная на спасение всего экипажа, - она находилась в разрушенной рубке атомохода. Поскольку оба ядерных реактора заглушены, а аккумуляторы, которые в экстренной ситуации могли бы снабжать лодку электричеством, на ней отсутствовали или пришли в негодность в момент взрыва, то лодка полностью обесточена, очистка воздуха прекращена, в отсеках царит полная темнота, внутренние средства связи не работают.

На лодке находятся 117 человек экипажа, включая походный штаб. Индивидуальных средств для дыхания подводников без смены регенеративного патрона хватает максимум на 12 часов. Покинуть лодку в индивидуальных средствах спасения через люки торпедных аппаратов никто не попытался, так как они, похоже, после взрыва экипажу просто недоступны. К тому же в районе аварии очень сильные подводные течения. Известен печальный опыт 1983 года, когда экипаж подлодки К-429 так и не смог спастись с глубины в 60 метров даже с помощью индивидуальных средств спасения.

По информации штаба Северного флота, в понедельник во второй половине дня лодку удалось подключить к системам энергетики и регенерации воздуха. Но прошло уже двое суток с момента аварии, и сколько членов экипажа осталось на тот момент в живых, неизвестно. Тем не менее на борту есть живые - путем перестука азбукой Морзе через корпус они дают о себе знать.

Сейчас идет речь о попытке спасения подводников с помощью аппарата "Колокол" . Правда, эта операция крайне затруднена - лодка представляет собой колоссальное сооружение размером 154 на 18,2 метра, искать людей в задраенных отсеках непросто, и, главное, это долгий процесс. Сам "Колокол" за раз может поднять не более 6 человек. И хотя, по словам Главкома ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова, "шансы на спасение не слишком высокие", будем надеяться, что кто-то из экипажа "Курска" уцелеет.

Смотрите также: