ГОВОРЯТ, что Россия непредсказуемая страна. Может быть, и так. Но удивительным образом в начале очередных "исторических" реформ, то есть накануне революционных потрясений, появляется призрак Государственного Совета. Так было перед революцией 1917 г., так было и в 1991-1993 гг.
СЕЙЧАС мы в самом начале реформ госвласти и административного переустройства территории России. И нам опять "как воздух нужен" Госсовет. Кстати, в 1991 г. одноименный орган создавался для объединения двух советов при президенте, состоящих из руководителей национальных республик и глав администраций краев и областей. В реализации того проекта особенно активными были Г. Бурбулис и Ю. Скоков. Осенью 1993 г. проект получил свое логическое завершение, но уже под названием Совета Федерации. В таком виде и вошел в действующую Конституцию.
Теперь, похоже, пленка прокручивается в обратном направлении: умирающий Совет Федерации планируется трансформировать в Государственный Совет. И опять закономерно встает вопрос, из кого будет состоять этот орган и чем он будет заниматься. Понятно, что поначалу Госсовет может быть только совещательным, консультативным образованием при президенте В. Путине. Правда, в личных беседах главы государства с особо выдающимися губернаторами речь идет о том, что Госсовет будет решать и очень серьезные проблемы: объявление войны и мира, утверждение бюджета страны, важнейшие кадровые назначения и т. п. Но для этого придется внести существенные поправки в Конституцию.
А до тех пор... Впрочем, если бы мы жили по писаным законам! Политического органа под названием "Семья" в Основном законе России тоже нет, а как эффективно и долго он решал самые что ни на есть государственные дела. Следовательно, детально прописывать полномочия Госсовета вовсе и не обязательно. Все будет зависеть от президента. Решит В. Путин, что Госсовет - это просто отдушина для региональных лидеров, и мы получим чисто декоративную структуру, о которой вскоре забудем. И наоборот, захочет глава государства иметь в лице Госсовета "решающий" орган, и мы получим нечто посильнее Политбюро ЦК КПСС.
Если события начнут развиваться по второму варианту (а по имеющейся информации, президент намерен сформировать Госсовет в достаточно сжатые сроки), В. Путину придется распутать непростой клубок проблем. Первое. Отбор членов Совета. Автоматически включать туда всех губернаторов и президентов республик бессмысленно. Сразу получается неработоспособное парадное совещание. Поэтому в Госсовет войдут, вероятно, 20-23 наиболее сильных региональных руководителя. Второе, "разведение" функций Госсовета с Советом безопасности и собственно администрацией президента. Последняя в модели "сильного Госсовета" неизбежно утратит собственное политическое лицо и превратится в канцелярию. Третье, придется отрегулировать отношения нового органа с Госдумой и преобразованным Советом Федерации. Четвертое, решить непростую задачу взаимодействия Госсовета с правительством. Пятое, много будет зависеть и от того, кто станет государственным секретарем России, т. е. будет повседневно организовывать работу Госсовета. Например, одно дело - Е. Примаков и совсем другое - А. Чубайс.
Самое простое, очевидное и безусловно позитивное, что может сделать Госсовет уже с самого начала своей деятельности, - это заняться предварительной проработкой проектов указов и законов по наиболее важным для страны экономическим, социальным и политическим вопросам, как то налоги, бюджет, федеральные транспорт и энергетика, политическое урегулирование чеченского кризиса и некоторые другие.
Смотрите также:
- Надежда умирает последней (02.04.1996) →
- 10 лет Конституции РФ: мифы и факты →
- По какому закону жить? →