От чего болит голова?

   
   

ЕСЛИ от выпитого вами вчера или оттого, что накануне по ней крепко врезали тяжелым предметом, можете дальше не читать. Потому что у президента Ассоциации головной боли профессора, члена-корреспондента РАМН Александра ВЕЙНА голова болит совсем за иную (извините за каламбур) головную боль.

- Александр Моисеевич, так от чего же болит голова?

- Боль боли рознь: она может быть острой, а может быть хронической. Первая, как ни странно, - явление положительное: это сигнал для пациента, что пора обратиться к врачу. Если в зрелом возрасте появились частые головные боли, невролог должен исключить опухоль или иную патологию в мозге. Кстати, по статистике, с головной болью знакомы примерно 86% людей.

А вот хроническая боль не имеет биологической защитной целесообразности. Для пациента бесполезна, да и врачу как источник информации для правильной постановки диагноза она не нужна. Хронические боли оторваны от первичных причин, породивших их, и существуют как бы сами по себе. В такой ситуации даже нельзя провести операцию: не ясно, что оперировать. Не удалять же пациенту голову за то, что она болит по 30 раз в месяц!

- "О, боги, за что караете?" - вопрошал Пилат в "Мастере и Маргарите". Что у прокуратора была за болезнь такая - гемикрания?

- Это греческое название мигрени. Она протекает жестокими приступами, когда нестерпимо болит половина головы. Раздражает все: шум, свет, движение воздуха... Человек в период выраженного приступа мигрени не может нормально существовать, общаться, работать. Короче, не может жить. При этом весь процесс боли происходит в наружном сосуде мозга. Сам мозг болеть не может. У него нет болевых рецепторов.

Мигрень - генетическое заболевание, передаваемое по наследству в основном по женской линии. Ею страдали Бетховен, Чайковский, Чехов, Дарвин, Маркс, Линней, Фрейд... Но это вовсе не болезнь гениев: среди них процент заболеваемости точно такой же, что и во всей человеческой популяции. Другое дело, что среди страдающих мигренью очень много людей в хорошем смысле амбициозных. Это люди, ставящие перед собой цели и добивающиеся этих целей, двигающие вперед науку, культуру, искусство. В какой-то мере мигрень - это их плата за жизненную активность.

- Но ведь не все, что болит, мигрень.

- Действительно, на нее выпадает только 30% хронических головных болей. Еще 50% - это так называемые головные боли напряжения (ГБН), впервые описанные в ХХ веке. В отличие от мигрени при ГБН болит вся голова, нудно, но все-таки терпимо. Эта боль не пульсирует, а сжимает голову как в тисках, но с ней все-таки можно жить и работать. ГБН не связана с генами и не передается по наследству. Она относится к тем хроническим болям, для которых нет морфологических причин. Главный вопрос - из-за чего возникает ГБН?

- Из-за чего?

- Из-за жизни. Головные боли в какой-то мере отражают наше восприятие окружающего мира. Внешние обстоятельства (а они у нас сами знаете какие) порождают у современника психическое перенапряжение. По существу, главных переживаний два: тревога и депрессия. Причем от уровня жизни количество "больных головой" не зависит. В благополучной Германии и богатых США случаев мигрени и ГБН ничуть не меньше, чем у нас.

- Переживания испытывают решительно все, но голова-то не у всех болит!

- Конечно. Люди-то все разные. Совершенно точно могу сказать, что у тех, кто считает себя счастливым, хронические головные боли бывают куда реже, чем у тех, кто уверен, что он несчастен. При изменениях в эмоциональной сфере, кстати, может меняться частота приступов мигрени. Причем как в худшую, так и в лучшую сторону.

Дело в том, что в мозге человека имеются очень мощные механизмы психологической защиты. Если количество отрицательных эмоций намного больше, чем положительных, в этой системе наступает сбой - эдакий психологический иммунодефицит.

Фрейд считал, что эти механизмы находятся в бессознательном. Это верно: важной частью психологической защиты считается полноценный сон. Но несомненные защитные механизмы действуют и во время бодрствования. Они тоже могут быть разными. Для кого-то - любимая работа. Для других - хобби, причем иногда самое чудное - типа разведения дождевых червей. Главное, чтобы удовольствие доставляло. Искренняя вера в Бога - это еще одна форма психологической защиты. Я это отчетливо наблюдаю как врач.

Федор Михайлович Достоевский как-то высказался в том духе, что все оптимисты -это дураки, а все пессимисты - сволочи. Слишком, на мой взгляд, категорично, но, в общем-то, верно. Так вот, если бы был выбор, лично я предпочел бы быть дураком.

Смотрите также: