Тайны за семью шифрами

   
   

НАШ город полон шпионов. Один вот совсем недавно был осужден и надолго сел за решетку. Чужие спецслужбы вовсю шуруют в Москве - вербуют новых. Так представляют себе положение дел те, кто призван шпионов вылавливать. Нам, обывателям, не понять, какие еще секреты остались за последние пятнадцать лет, когда мы все миру о себе рассказали - что-то за деньги, а что-то по доброте душевной. Но специалисты утверждают: секреты есть, и находятся они прежде всего в области ядерных исследований, новейших технологий, космических проектов... Режимные предприятия, оборонные НИИ, сконцентрированные в столице и рядом с ней, - основные объекты промышленного шпионажа. Обеспечение экономической безопасности - забота всех силовых структур: ФСБ, МВД, ГРУ, налоговой полиции. Справляются ли они?

ВО ВРЕМЕНА "железного занавеса" бороться с экономическим шпионажем было проще. Все: документы, письма, люди - было под контролем. Зарубежные туристы ходили по утвержденному маршруту, от нас за "бугор" ездили самые проверенные, симпозиумы были "под колпаком", дипломаты - под круглосуточным присмотром. Тайны московских предприятий, имевших отношение к обороне и новым технологиям, оберегали: КГБ, "первые отделы", милиция. Делали свое нужное дело и информаторы среди работников.

"Первых отделов" на большинстве предприятий уже нет, зато есть фирмачи-арендаторы, снимающие часть площадей. Отдельно взятого коммерсанта, не воспитанного в режимной строгости, легче уговорить, чтоб поставил у себя оборудование, позволяющее подслушивать, а то и подглядывать за тем, что происходит за забором.

Развал фундаментальной науки тоже не способствует сохранению тайн. Ученого, который государством забыт и не накормлен, нетрудно склонить к сотрудничеству. Тем более что его не просят продать Родину. Просто предлагают опубликовать какой-то труд, прочитать лекции, поговорить со специалистами из другой страны. В сфере высоких технологий зачастую не надо продавать чертежи, достаточно обрисовать саму идею. В свое время много говорили о небескорыстной благотворительности Фонда Сороса, но на вербовке его никто не поймал. Зато известно, что очень многие западные общественные организации, особенно религиозного толка, плотно сотрудничают со спецслужбами своих стран, а то и существуют на их деньги. При этом японская секта несколько лет назад обосновалась непосредственно в МИФИ - кузнице кадров нашей ядерной физики, а, например, сайентологи до сих пор особенно активно стремятся привлечь в свои ряды московских ученых.

Кого обязаны оберегать от экономического шпионажа спецслужбы? Должны ли они заботиться, скажем, о тайнах государственного Курчатовского института и забывать о структурах типа ракетно-космической корпорации "Энергия", имеющей статус акционерного общества? И негосударственные предприятия сейчас представляют все больший интерес для иностранных спецслужб.

"Экономической безопасности угрожает и организованная преступность. Она проникает прежде всего в банковскую сферу, отмывает грязные деньги и снова пускает их в оборот. Преступные группировки могут тратить их и на финансирование террористов, и тогда это угрожает не только экономической, но и государственной безопасности", - считает доктор юридических наук Андрей Шаваев, председатель редакционного совета издательского дома "Правовое просвещение". Он служил во внешней разведке, преподавал в Дипакадемии МИД, написал книгу "Система борьбы с экономической разведкой". А скоро издательством будет выпущена и энциклопедия "Экономическая безопасность". В ней, кстати, будет много сказано и о недобросовестной конкуренции. Ведь по сути в такой конкурентной борьбе используются методы разведки и контрразведки. Научные сотрудники НИЦ Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки и других ведомств, участвовавшие в составлении энциклопедии, разумеется, не выдают всех секретов, использованы только открытые, не "грифованные" материалы. Не так давно начал выходить и "Архив контрразведки" - серия мемуаров, документальных материалов в 30 томах. Они доказывают: экономический шпионаж придуман не вчера, он активно велся еще в Первую мировую. В принципе с тех пор мало что изменилось, но технический прогресс вносит поправки в детали.

"Контрразведка - это вчерашний день разведки, - говорит Андрей Шаваев. - Разведка придумывает новые способы, как добыть и передать информацию, а контрразведка узнает о них, только разоблачив агента или получив сведения от своих источников в разведцентре. Тогда начинают разрабатываться соответствующие средства защиты. Нет канала связи, на котором нельзя было бы выявить, пресечь шпионскую деятельность, как нет канала, с которого нельзя было бы считывать информацию. Так, сверхзащищенной считалась, например, правительственная связь (ВЧ) - и что же? Однажды было обнаружено, что американцы "присосались" к подводному кабелю, который связывал Москву с Камчаткой, и совершенно спокойно снимали информацию".

"Штирлицам" 70-х приходилось делать шифровку, фотографировать ее, вырезать крохотный кусочек из пленки и наклеивать на обычное письмо на место точки, которую можно обнаружить разве что с помощью микроскопа. Этот способ так и назывался - "микроточка". Сегодня развитие радиоэлектроники и цифровой техники позволяет общаться с получателями информации, не выходя из кабинета, с помощью какой-нибудь фигурки или пепельницы на рабочем столе. Или: на диктофон записывается речь на определенной частоте, в нее вносится определенный цифровой код - и запись выдается по телефону. Даже если аппарат прослушивается, понять ничего невозможно.

А недавно осужденный сотрудник МИДа, как выяснилось, набивал информацию на простую компьютерную дискету и вставлял в устройство, закамуфлированное под плеер, и проезжал на троллейбусе мимо кафе, где с ноутбуком сидел сотрудник английских спецслужб. Нажималась кнопка, и информация в течение секунды перекачивалась иностранцу. Что "вероятные противники" успели придумать с тех пор - узнаем на суде над очередным шпионом.

Смотрите также: