...БОЙ длился уже третьи сутки. 131-я Майкопская бригада держала оборону железнодорожного вокзала. Чеченские боевики взяли вокзал в плотное кольцо, и судьба 131-й Майкопской была решена: другие части федеральных войск не могли прорваться к осажденным. Бригада осталась без боеприпасов. Оборонялись до последнего, в результате из семисот пятидесяти человек в живых осталось не более двадцати. Сергей остался жив. С тяжелейшим ранением ему удалось выйти из окружения. Пуля со смещенным центром попала в бедро и, пробив печень, разворотив желудок и кишечник, вышла через солнечное сплетение. Другая пуля, выпущенная из винтовки чеченского снайпера, должна была попасть в сердце. Бронежилет спас Сергею жизнь, но не смог уберечь от травмы сердце.
Сергей два месяца пролежал в реанимации. При росте 185 см стал весить 50 кг. Там же, в госпитале, Сергей познакомился с Максом, в его танк попал чеченский снаряд. Врачам чудом удалось сохранить Максиму ногу, но руку спасти не смогли.
В 1995 г. ребята вернулись домой, каждый получил инвалидность. Выжив на войне, они оказались никому не нужны на гражданке. Нищенскую пенсию по инвалидности, в размере 217 руб. (тогда еще тысяч), хотелось отослать обратно президенту и правительству, потому что получать столь жалкую подачку взамен утраченного здоровья было невыносимо. Попытались было найти работу. Но кому нужны инвалиды, когда кругом полно здоровых людей, готовых взяться за любое дело? Помочь ребятам окружающие не могли, да и не хотели, в лучшем случае их просто жалели, заставляя еще раз почувствовать свою ущербность. В свои двадцать лет они оказались за бортом, начались психологические срывы, появилась озлобленность, горе топили в алкоголе...
ПРОБЛЕМА реабилитации инвалидов со времен первой чеченской войны сегодня особенно актуальна. Государство, к сожалению, так и не смогло обеспечить инвалидам достойную жизнь. И молодые ребята, потерявшие здоровье на службе Родине, обречены влачить жалкое существование. Именно для таких ребят в Москве был создан фонд профессиональной реабилитации инвалидов под руководством Сергея СЛОБОДЯНИКА. Фонд был создан в 1997 г. Именно тогда в газетах появились объявления для инвалидов с частичной ампутацией конечностей, их приглашали на работу в качестве водителей. Последовал шквал звонков, была сформирована первая группа из пяти человек. Серпуховский завод выделил фонду в кредит пять автомобилей "Ока", начались тренировки. Готовил ребят заслуженный тренер России по автомобильному спорту Эрнест Сергеевич Цыганков. Тренировки проводились в экстремальных условиях. Ребята научились удерживать машину во время заносов, тормозить на льду, быстро разворачиваться, различным вертушкам и другим трюкам, которые под силу не каждому. После такого обучения водители были готовы к любым ситуациям на дорогах. Ведь у них не было права на аварию, потому что при любой оплошности с их стороны фонд могли закрыть.
Но ребята доказали, что их организация имеет право на существование. На закрытых соревнованиях для тех, кто прошел курсы контраварийной подготовки, водители-инвалиды заняли два первых места, обыграв при этом здоровых людей.
После обучения начались трудовые будни. Фонд занимается автоперевозками, в том числе и наших газет по всей Москве и области, т. к. "АиФ" является одним из основных инвесторов фонда. На сегодняшний день фонд профессиональной реабилитации инвалидов превратился в развитое автотранспортное предприятие с автопарком в 115 автомобилей. У ребят появилась возможность зарабатывать деньги и обеспечивать себя и свои семьи. Выписывая и покупая издания "АиФ", вы, уважаемые читатели, содействуете возвращению к полноценной жизни сотен молодых ребят. Планируется реализовать еще две программы по увеличению числа рабочих мест для инвалидов. Это создание сети фирменных киосков вместе с "АиФ", в которых будут работать продавцы-инвалиды, и открытие сервисной службы по ремонту автомобилей.
Кроме оплачиваемых рабочих мест, в своей организации ребята получают еще и психологическую реабилитацию. Здесь никто не относится к ним как к инвалидам, они воспринимают себя полноценными здоровыми людьми. У них сложились прекрасные, по-настоящему дружеские отношения. Они вместе отдыхают, занимаются спортом. И это не просто спорт - ребята прыгают с парашютом, чтобы еще раз доказать себе и другим, что они остаются настоящими мужчинами. Но самое главное - у них появилась уверенность в себе, своих силах, многие только сейчас обзавелись семьями.
...Сергей и Максим пришли в фонд реабилитации одними из первых. Теперь они совершенно не похожи на тех озлобленных, психологически надломленных людей, которыми вернулись с войны. У них есть любимая работа, Сергей учится на третьем курсе юридического факультета, а Максим, даже с одной рукой, умудряется так водить машину, что многим здоровым водителям впору позавидовать. Решились проблемы с алкоголем, ведь работа водителя не располагает к чрезмерным возлияниям. Работа в фонде дала им возможность снова почувствовать себя востребованными: вместо того чтобы получать от государства жалкие крохи в виде пенсии по инвалидности, они сами платят налоги в бюджет.
Продолжение темы в одном из следующих номеров.
Для инвалидов чеченской войны, желающих работать водителями, тел. 209-94-34.
Смотрите также:
- СОЗДАН СОЮЗ ВЕТЕРАНОВ И ИНВАЛИДОВ ЧЕЧЕНСКОГО КОНФЛИКТА "ГРОЗНЫЙ". Жизнь после Чечни →
- Невозможно больше жить в бардаке →
- Дом для тех, у кого его нет →