НАС, рядовых телезрителей, реклама раздражает так же, как комары рыбака, сидящего на берегу с удочкой в ожидании клева. Однако режиссер телевизионной рекламы Тимур БЕКМАМБЕТОВ, снявший ролики "Твикс", "Золотая бочка", "Кальве", а также знаменитый рекламный сериал банка "Империал", своих героев любит и старается делать свою работу так, чтобы их полюбил и телезритель.
- ЕСТЕСТВЕННО, - говорит он, - люди раздражаются потому, что видят по телевизору в основном глупость. Рынок товаров у нас до последнего времени был хилым, поэтому проходила любая реклама. Можно было просто показать фантик и сказать: "Покупайте шоколад "Гвардейский". Затраты минимальные, а эффект тот же, что и у дорогого интересного ролика. Во-вторых, 80% рекламируемых товаров адресовано не всей аудитории, а только кучке людей. В той же Америке один раз показать по телевизору рекламу во время футбольного матча стоит 2-3 миллиона долларов. Поэтому тот же ролик пива "Бадвайзер" сделан так, что просто со стула падаешь. Там понимают, что, если во время рекламы человек переключит телевизор на другую программу, два миллиона долларов улетят в трубу.
Вообще, рекламный ролик - это некое уникальное торговое предложение, представление, заканчивающееся слоганом, допустим: "Ваша киска купила бы "Вискас" или "Марс" - энергия твоего дня". На мой взгляд, это банально. Я всегда привожу хороший пример американского журнала "Тайм" ("Время"), который по-русски звучит так: "Понимание приходит со "Временем". Здесь есть все - игра слов, ни одного лишнего слова и точный смысл. Это не нужно каждые пять минут крутить по телевизору - услышав один раз, запоминаешь на всю жизнь. А слоган "Ваша киска купила бы "Вискас" помнят только потому, что его показывают в течение многих лет несколько раз в день.
- Ты снял для банка "Империал" 17 разных роликов на исторические сюжеты: Тамерлан, Нерон, Чингисхан, Суворов и т. д. Зачем так много?
- Это действительно выглядит как сумасшествие. Но у меня была задача сделать так, чтобы люди поверили, что банк "Империал" очень старый, с добрыми традициями. И люди ему стали доверять, потому что после такой рекламной кампании складывалось впечатление, что банк существует как минимум лет 150. К тому же мы тешим свое самолюбие тем, что в момент отсутствия нового российского кино, государственной идеологии герои наших роликов якобы заполнили эту нишу. Реальная жизнь в начале девяностых была жесткой и циничной, а в этих роликах как бы говорилось, что есть добро, отвага, благородство.
- В рекламе "Нескафе классик" тоже была попытка создать новых молодежных героев?
- В рекламе "Нескафе" один большой недостаток - эти четыре-пять героев живут в идеальном мире. Эта сладость российского потребителя все-таки раздражает. Западные компании, заказывающие такую рекламу, не могут понять, что в России другая жизнь. Если бы эти герои жили реальной жизнью и справиться с проблемами им помогал кофе, думаю, их полюбили бы сильнее. Опыт показывает, что чем острее ты находишь проблему в первые три секунды, тем большее внимание зрителей привлекаешь. Как с "Золотой бочкой" - с первых же секунд звучит: "Говорят, наша жизнь прогнет кого угодно и мы уже не те". И человек думает: надо досмотреть до конца, ведь правильную вещь ребята говорят. А дальше звучит: мол, надо пить пиво - и все будет нормально. Люди все равно понимают, что не в пиве дело, но оно уже становится лекарством от напастей.
- А вообще, актеры на съемках выпивают много пива или кофе?
- Напитки они тут же сплевывают в специальные ведра. Правда, однажды, а конкретно на съемках рекламы пива "Золотая бочка", актеры напились так, что чуть не подрались. Первый клип, где герои пьют пиво, лежа на песке в железнодорожном вагоне, мы снимали в Америке. Ролик нужно было запускать в марте, а в России в это время холодно. Поэтому искали место, чтобы было как в России, но теплее. Оказалось, что нужная натура есть в штате Орегон. Но американцы дали нам неправильную информацию о температуре, и, приехав туда, мы обнаружили, что там всего лишь плюс пять градусов. И актерам пришлось сидеть на холодном песке при сильном порывистом ветре и пить не пиво, а водку.
- А есть ли какие-то режиссерские приемы, которые ты используешь, чтобы заставить актеров играть?
- Все зависит от того, с кем ты работаешь. Вот Стержаков, который сыграл в рекламе майонеза "Кальве" повара Вовочку, - высококлассный актер МХАТа. Он так ярко сыграл в рекламе, что это теперь для него большая проблема. По ходу одного спектакля, где он играет, идет текст, в котором звучит фраза: "А кто это там пришел?" И вдруг кто-то из зала крикнул: "Вовочка пришел". Поэтому его и в другую рекламу теперь не приглашают - имидж повара Вовочки настолько за ним закрепился.
Смотрите также:
- ВЫШЛИ В ЗВЕЗДЫ. Скрытный. Терпеливый. Веселый. Олег Меньшиков →
- Алексей Кравченко: "Отдохнуть всегда успеем!" →
- Александр ОЛЕШКО: "Я родился, чтобы смешить!" →