НА МИНУВШЕЙ неделе Совет Федерации почти единодушно и с каким-то отчаянием отверг принятый Госдумой законопроект о порядке формирования верхней палаты российского парламента. В воздухе запахло серьезнейшим политическим кризисом. По сути Совет Федерации выступил не столько против Госдумы, сколько против В. Путина - автора и инициатора названного закона.
Президента...
ВПРОЧЕМ, президент брошенный ему вызов не принял, как бы его не очень заметив. Кремль руками управляемой Госдумы предложил членам верхней палаты создать согласительную комиссию и найти компромиссное решение. Очень сильный ход в ситуации, когда был большой соблазн вето Совета Федерации преодолеть, жестко указав губернаторам и президентам их новое место.
Развивая полученную инициативу, В. Путин может устроить в Кремле нечто вроде "круглого стола", собрав у себя на совещание председателей палат, лидеров фракций и депутатских групп, 10-12 ключевых членов Совета Федерации, своих полномочных представителей в федеральных округах, премьера, председателя Верховного суда и генерального прокурора.
Возможно, итогом такой встречи станет согласие на переходный период, в течение которого нынешние члены Совета Федерации постепенно, по мере истечения их полномочий, заменяются представителями законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
В обновленном виде верхняя палата может проработать до 2003 года, после чего целесообразно провести прямые выборы двух "сенаторов" от каждого региона. Очень важно, чтобы сроки этих выборов не совпадали с выборами депутатов Госдумы и президента. Разумно пойти и на увеличение срока полномочий Совета Федерации до 6 лет.
На "круглом столе" под патронажем президента можно также договориться об отмене неприкосновенности и для членов Совета Федерации, и для депутатов Государственной Думы. Для депутатов неприкосновенность может быть снята со следующего созыва. Действующие члены Совета Федерации потеряют неприкосновенность с прекращением их полномочий. У новых членов Совета Федерации неприкосновенности уже не будет.
Лишенные защиты от уголовного наказания за свои действия парламентарии, безусловно, будут гораздо "дисциплинированнее" соблюдать федеральную Конституцию и законы. Вполне может оказаться, что одной этой меры будет достаточно для достижения большинства целей по наведению порядка в системе управления страной.
Таким образом разразившийся было политический кризис может превратиться в стратегическую победу президента и тактический выигрыш губернаторов, которые, помимо прочего, смогут сохранить достойное выражение лица.
...губернаторов
ОДНАКО теперь всем стало очевидно, что реформа государственной власти "по-путински" не вызвала восторга у региональных руководителей. Вызревшее недовольство помимо нашумевшего голосования в Совете Федерации сможет проявиться и в иных формах.
Весьма вероятно, что некоторые известные своей публичной активностью главы богатых субъектов Федерации вступят в открытый спор с президентом и обратятся в Конституционный суд (например, Э. Россель, Ю. Лужков и др.). Тем более что невысокое качество кремлевских документов дает для этого все основания.
Однако подавляющее большинство местных руководителей выберет иную тактику - тактику тихого саботажа и "приручения" федеральных чиновников. Способов аппаратного "переваривания" самых решительных реформаторских начинаний из Центра в России выработано великое множество. Некоторые рецепты описаны еще у Салтыкова-Щедрина. В ход пойдет все: предоставление шикарных апартаментов, квартир, помощи в обучении детей, медицинских услуг, компромат, подкуп, волокита.
Все региональные лидеры засучив рукава начнут по-своему формировать верхнюю палату. Можно не сомневаться, что они проведут через подконтрольные им законодательные органы преданных и управляемых людей.
В результате президент получит гораздо более оппозиционный, чем сейчас, возможно, даже "антипутинский" Совет Федерации, через который губернаторы смогут провести любое решение, вплоть до отрешения президента от должности и назначения новых выборов. При этом сами региональные лидеры останутся в тени, ни за что лично не отвечая.
К сожалению, нельзя исключить и того, что в ответ на действия Кремля по установлению жестко централизованной системы управления на местах будут активизированы затихшие было политические силы в виде движений под лозунгами большей самостоятельности от "диктата" Центра или даже с призывами к отделению от России. А на очередных губернаторских выборах (только в этом году их будет около 30) появятся претенденты, пытающиеся прийти к власти, играя на настроениях нелюбви к Москве, к сидящим там политикам и олигархам.
Не исключено, что развитие событий может потребовать от президента прямого - через голову региональной элиты - обращения к народу за поддержкой и вынесения вопроса о реформе госвласти на референдум. Но это - крайнее средство.
Смотрите также:
- НАВСТРЕЧУ ВНЕОЧЕРЕДНОМУ СЪЕЗДУ. Вся власть Советам? →
- Реформа власти в плену интриг →
- Молва (06.01.1998) →