В ИНТЕРВЬЮ "АиФ" губернатор Красноярского края Александр ЛЕБЕДЬ поделился своими соображениями по поводу реформы государственного устройства России.
О новом Совете Федерации
СО МНОГИМИ предложениями президента я в принципе согласен. Например, с тем, что губернаторам нечего делать в Совете Федерации. Ситуация действительно получилась идиотская. Я у себя в крае - исполнительная власть. В Москве я принимаю законы, которые, вернувшись домой, сам же начинаю исполнять. Конечно, всегда хочется принять такой закон, который потом можно легко исполнить. Отсюда всяческие "завороты".
Но зачем выводить из Совета Федерации руководителей республиканских, краевых, областных парламентов? В нынешней системе региональная законодательная власть взаимодействует с федеральной, взаимопроникает в нее. Получается некая естественная вертикаль. К тому же эти люди прошли двойное сито выборов: сначала стали депутатами, потом были избраны спикерами. Почему же вместо них в Москве должны заседать какие-то "чижики"?
Есть и другие вопросы. Как только начнут избирать новых сенаторов, возникнет серьезная опасность, что каждый губернатор протолкнет туда своего человека - зятя, тестя, племянника, кореша. Наконец, в Совете Федерации будет 178 депутатов, а в Думе - 450. То есть верхняя палата будет меньше по численности, но при этом не будет иметь почти никакого политического веса. Нужен ли нам такой двухпалатный парламент?
Я думаю, президенту не следует сбрасывать со счетов существующий политический потенциал губернаторов. Так или иначе, его надо как-то аккумулировать. Поэтому я поддерживаю идею создания президентского или государственного совета, в который бы вошли главы регионов.
О федеральных округах
Я КАК-ТО пошутил, что наша страна больна "синдромом динозавра". Такое огромное туловище, что, пока от головы до хвоста сигнал дойдет, хвост уже могут оторвать. А если и не оторвут, то обратный сигнал уж точно не дойдет.
Для такой огромной территории нужна особая система управления. Но какая? Более или менее известно, как управлять республикой, регионом. Но никто толком не знает, как управлять целой страной или значительной частью этой страны. Так надо ли было торопиться, деля Россию на 7 округов? Почему нельзя сначала разобраться в ситуации? Например, решить вопрос: сколько должно быть федеральных и местных чиновников? В Красноярском крае в 96 федеральных структурах служат 50 тыс. чиновников. А в региональных и местных - от администрации края до последнего сельсовета - чуть более 14 тыс. И прежде всего нужно посчитать, какие федеральные органы оставить, а какие ликвидировать. А потом, может быть, создавать новые.
Если же говорить о персоналиях - думаю, что Сибири повезло больше других. Из семи представителей президента в федеральных округах - пять генералов. Генералы, наверное, хорошие, храбрые. Но нельзя из окопа сразу перебрасывать на гражданское управление. Я это знаю - сам долго и последовательно выбирался из-под пресса тех знаний и навыков, которые приобрел за 26 армейских лет.
А "на Сибирь посадили" Л. Драчевского - профессионального дипломата. Поэтому есть надежда, что человек будет спокойно разводить ситуацию. Не будет махать шашкой.
Об "угрозе сепаратизма"
ВООБЩЕ, я не совсем понимаю, зачем подняли весь этот шум про "зажравшихся региональных баронов", которых "нужно поставить на место". Не спорю, может, кто-то и зажрался. Предъявите человеку конкретные обвинения, посадите, если он того заслуживает. Но ничего глупее огульной дискредитации региональной власти нельзя даже себе представить. Можно сказать, "на всякий случай" взяли и трахнули всех по голове - чтоб не увлекались "сепаратизмом".
Хотя о каком сепаратизме в российских регионах (Чечня - особый случай) всерьез можно говорить? Возьмите Красноярский край. У меня на юге соседи - нищие монголы, на севере, через Ледовитый океан, - Канада. Попробуй тут прояви "сепаратизм". Не будешь же, в самом деле, за солью и спичками через Северный полюс к канадцам ходить...