Юрий Спиридонов: "Проще простого - втравить народ в ненависть к власти"

   
   

Он у власти всю жизнь. В 27 - начальник шахты. В 55 - первый в истории глава Республики Коми.

- Юрий Алексеевич, столько горячих споров вокруг президентского указа о создании в России 7 федеральных округов, столько предсказаний о надвигающейся гибели губернаторской власти! Говорят, региональные лидеры лишь на словах "за", а на самом деле категорически против президентского указа? Центр ведь все к рукам прибирает - следовательно, конец "удельным князьям"?

- Поздравляю. Нашли "образ врага". В лице людей, которые в течение десяти лет испытывали не поддержку, а, мягко говоря, равнодушие центра и, несмотря на это, работали, спасали эту самую Россию, как могли? Давайте всех под одну гребенку... Легче легкого - втравить народ в ненависть. Ужесточение вертикали власти - один из путей наведения президентом в стране элементарного порядка. Благородное и необходимое желание. И, пользуясь вашей терминологией, "удельные князья" более чем кто-либо желают, чтобы это случилось как можно скорее. Власть не должна быть разболтана до такой степени, как сегодня в России. Ужесточается вертикаль управления государством, всем российским обществом, а не вертикаль управления президента губернаторами. Слишком мелкая посылка. Губернаторы и без того управляемы и поддерживают президента в его начинаниях. Пусть им только не мешают это делать желающие примазаться к власти.

- А зачем мешать-то? Смысл?

- А потому что кое-кому действительно страшно. И потому мягко стрелочки общественного мнения перевели. Очень хорошая режиссура и, в общем-то, неплохие исполнители. Мы забыли об олигархах, забыли о коррупции, кстати, и в правительственных, в силовых структурах.

- Вот как... Ну давайте и мы переведем стрелки. Вы были одним из авторов проекта Федеративного договора, так? Что же регионы на каждом шагу нарушают федеральные законы?

- А кто сказал, что их не нарушают федеральные структуры? Сплошь и рядом. Начиная с закона о бюджетных отношениях и заканчивая частными, конкретными вопросами. Ну, например, понятие "совместная собственность" сегодня не прописана ни в одном кодексе. Леса - федеральная собственность, охрана и воспроизведение - региональная забота, и это при том, что центр финансирует лишь содержание лесных чиновников... Где здравый смысл? Мы вынуждены на местах принимать решения вместо федералов, а нас потом обвиняют в том, что мы чуть ли не подрываем могущество нашей любимой Родины. Первое и главнейшее условие для нормального строительства правового федеративного государства - четкое разграничение полномочий, чтобы не вешать друг на друга ярлыки. Старые законы требуют доведения до ума, новые - вдумчивого принятия. Нужен экономический, бюджетный федерализм, чтобы на местах видели хотя бы контуры перспективы. Регионы вынуждены сегодня устанавливать горизонтальные связи, на которых, между прочим, здание Российской Федерации стоит как на фундаменте. Конечно, если бы еще и вертикальные мощные сваи - было бы надежнее. Потому, я думаю, президент и предложил промежуточную, аппаратную структуру из своих доверенных чиновников, разделив Российскую Федерацию на семь округов. И нужно, чтобы этот указ принес максимальную пользу для России, чтобы он максимально нас всех объединил. Идея единства, соборности, объединения России - это то, что народ увидел в новом президенте и за что голосовал.

- Но вам ведь должно быть обидно, что над вами - нефтяником, академиком, наконец, просто человеком, который трижды в забое умирал, - и вдруг этакий "окружной прокурор" поставлен? Выходит, вы всю жизнь у власти, а карьера все-таки не удалась?

- Никакой обиды нет. Есть желание работать. А в Москву звали - случалось... Дело в том, что человек имеет различную степень приближенности к власти центральной и региональной. В регионах быть у власти сложнее, чем в центре, нам сразу задают самые нелицеприятные вопросы, с требовательной надеждой смотрят в глаза, до Москвы ведь далеко... Каждый человек однажды должен определиться, с кем он. Я - с Республикой Коми.

- Значит, вы и есть - народовластие?

- Нет. В селе Бакур кто-то школу спалил, а мужики, не дожидаясь помощи, начали строить в долг - вот это, я понимаю, народовластие.

- Откуда же тогда у нас - при таком высоком коллективном самосознании - берутся сепаратизм, национализм? Почему люди рвутся к власти, держатся за власть?

- Власть - это работа, не хуже и не лучше любой другой. Но, как никакая другая, она требует компетенции и опыта. Мною движет чувство ответственности перед всеми, кто доверил мне эту власть. Но мне бывало - и не однажды! - страшно за республику, когда видел, кто рвется во власть. А сепаратизма и национализма у нас в республике нет. Север держит на своих натруженных плечах Россию, отлично сознавая, что будущее Отечества важнее наших сегодняшних трудностей. Национализм, региональная ограниченность - формы невежества. Нет в мире самодостаточного человека, самодостаточного народа.

Смотрите также: