НЕДАВНО на аэродроме "Внуково-3" приземлился частный самолет известного телемагната и филантропа Теда ТЕРНЕРА. Его короткий визит - всего 54 часа - вместил многое. Президент Владимир Путин, знакомый с Тернером со времени Игр доброй воли в Петербурге в 1994 г., принимал его в Синей гостиной Кремля. Круг обсуждавшихся вопросов обширен: от уничтожения ядерных арсеналов до организации новых Игр доброй воли. Согласие на их проведение в Москве в 2005 г. Тернер получил на следующий день во время встречи с Юрием Лужковым.
ГОСТЬ посетил и новоселье в новом здании фонда Горбачева, на строительство которого пожертвовал немалые деньги. В дар фонду он преподнес целую библиотеку. Успел Тернер и повидаться с военными, и устроить прием в честь своих московских друзей и знакомых...
В общем, блицвизит удался. Но несколькими месяцами ранее Соединенные Штаты облетело сенсационное известие: распался брачный союз Тернера с прославленной кинозвездой - Джейн Фондой.
Приближенные говорят, что нечто подобное назревало уже последние 3 года. Иными словами, супруги были счастливы и довольны друг другом лишь первые 5 лет совместной жизни. О помолвке они объявили в декабре 1990 г. и немедленно были названы журналом "Пипл" "могущественной парой года". Свадьба состоялась на огромной плантации Теда во Флориде через год, в 54-й день рождения Джейн. Люди, хорошо знающие богача-филантропа, утверждают, что Джейн была интересна ему как прославленная дива Голливуда, автор знаменитой на весь мир аэробики. Когда же стала преданной супругой, оказалась для него менее привлекательной.
К тому же хоть и не слишком молодой (ему 61 год), но красивый, спортивный и несметно богатый бизнесмен (согласно журналу "Форбс", он 38-й в списке 500 богачей мира) до сих пор необычайно популярен среди юных и не столь юных созданий слабого пола.
Тед
ГОВОРЯТ, что отец - Эд Тернер - был для него в молодости высшим авторитетом, хоть и обращался с сыном достаточно жестко, мог запросто и поколотить. Но именно он научил сына упрямо идти к своей цели, не оглядываясь назад.
Тед никогда не отличался прилежанием или скромностью, был нервным, легковозбудимым. Его буйный нрав был известен и в военной школе в Теннесси, где он учился, а потом и в университете. Не пройдя в Гарвард, о чем мечтал отец, он поступил в Браунский университет в Провиденсе. Но и тот не закончил: отчислили за постоянное нарушение внутреннего распорядка.
Когда ему было 24, старший Тернер, считавший, что обрести счастье можно только через деньги и власть, достичь которых ему не удалось, пустил себе пулю в лоб. Эта драма произвела сильное впечатление на Теда, оставшегося без друга и наставника.
Возможно, с этого момента он дерзает во всем, мчится по жизни в поисках чего-то нового - как будто пуля отца пронеслась и над его ухом.
Его главным увлечением стал парусный спорт, и, будучи капитаном яхты "Карейджес", он в упорной борьбе на мировом чемпионате 1977 г. завоевал Кубок Америки. К 40 годам он был уже известен всей стране. Его лицо в фас и профиль украшало обложки самых престижных журналов. Владея радиостанцией и телевизионной компанией на юге Соединенных Штатов, а также бейсбольной командой "Атланта брейвз" и баскетбольной "Атланта хокс", Тернер стал заметной фигурой в средствах массовой информации, эталоном преуспевающего бизнесмена. И он сам, и пятеро его детей в дальнейшем были бы обеспечены на всю оставшуюся жизнь. Но невероятная и неуемная энергия, наполненные ветром паруса фантазии неудержимо несли его вперед.
Си-эн-эн опутывает мир
ИМЕННО в 40 лет, рискуя потерять все, что имеет, Тернер сделал ставку на кабельное телевидение с использованием спутников. Так впервые была создана круглосуточная служба новостей - Си-эн-эн. С той поры "большая тройка" - ведущие телекомпании США: Эй-би-си, Эн-би-си и Си-би-эс - не скрывают корпоративной ненависти к провинциальному "выскочке".
Прошло 10 лет, и опросы 1990 г. показали, что более всего американские телезрители доверяют именно Си-эн-эн. К тому времени канал принимали уже в 84 странах, включая Советский Союз. Сейчас таких стран и территорий 210.
...Автору этих строк в 1989 г. довелось присутствовать в Атланте на ежегодной конференции журналистов "Си-эн-эн Уорлд рипорт" и взять интервью у Теда Тернера. Вряд ли кому-либо из приезжих нужно было объяснять, что "Омни колизеум", где проходила конференция, - территория Тернера: задолго до приближения к месту видны огромные буквы СNN. А "Омни-отель", где разместились участники, - не что иное, как целый городок со множеством магазинов, ресторанов и баров, который запросто можно окрестить "Тернер-таун" ("Город Тернера"). Множество товаров имеет логотипы с его именем, его имя мелькает в витринах, на спортивных снарядах, на клюшках, шапочках и футболках. Кабинет Теда поражает воображение прежде всего своими поистине необъятными размерами. Все это огромное пространство сплошь увешано портретами и фотографиями хозяина, опубликованными в самых знаменитых журналах, - неоспоримое доказательство его популярности.
Все прекрасно организовано. Сам Тед - гостеприимен и доброжелателен. Вспоминается курьезный случай, который произошел со мной. В каждом номере был бар, забитый всевозможными напитками и вкусностями. Но рядом стоял ценник, на который нашему человеку в те времена даже смотреть было страшновато, не то что воспользоваться содержимым бара. И только однажды, придя в полном изнеможении после очередного интервью, я не выдержала и взяла из бара пакетик с орешками. Каково же было мое удивление, когда, выезжая из гостиницы, попробовала рассчитаться за орешки и вдруг обнаружила, что все содержимое роскошного бара для гостей Тернера было абсолютно бесплатным. Но вернуться в номер и воспользоваться желанными дарами было невозможно: надлежало держать марку!
"Добровольный" спонсор
ВО ВРЕМЕНА "железного занавеса" через его щели проникала "народная дипломатия", а проводниками ее были культура и спорт. Очевидно, именно это побудило Теда стать инициатором Игр доброй воли.
Впервые Игры прошли в Москве в 1986 г. и отличались широким размахом спортивной и культурной программы. Решено было проводить их каждые 4 года попеременно в обеих странах. Так оно и было, хотя Тернер терял на этом кучу денег - в Москве 26 млн. долларов, в Сиэтле в 1990 г. - 44 миллиона.
На пресс-конференции в Сиэтле ему задали вопрос: "Ваши потери огромны. Зачем вы это делаете?" Ответ: "Я это делаю не ради денег. Деньги - это не все. Зарабатываем мы на другом".
Правда, его симпатия к нашей стране не всегда оказывалась взаимной. Однажды он отправился поохотиться на Кавказ и подстрелил там козла редкой породы. Но наши бдительные таможенники не разрешили ему вывезти в Атланту даже голову животного.
Именно в Сиэтле мы убедились, что Тернеру яростно противостоят не только телевизионные "акулы", но и спортивные боссы: практически одновременно к Играм были "приурочены" панамериканские соревнования. Но Тед достойно "держал удар".
В 90-е годы Тернера принимали у нас. Но интересны ему были не только высшие лица государства. Так, в свой приезд в Москву в октябре 1990 г. Тед и Джейн пожелали встретиться с деятелями культуры в неформальной домашней обстановке. Выбор квартиры превратился в настоящую интригу: многие хотели принять суперзвезд у себя, но еще большее количество людей жаждали быть приглашенными. Выбор пал на небольшую, но очень уютную квартиру известного кинорежиссера Александра Митты. А его милая супруга Лиля поразила своим кулинарным талантом даже заморских гостей: раскованный и демократичный Тед не раз забегал к ней на кухню, интересуясь "секретом" того или иного блюда.
Среди приглашенных - актеры, режиссеры, другие известные люди - Марина Неелова, Сергей Юрский, Савва Кулиш, главный редактор "АиФ" Владислав Старков и др. Вечер так понравился Теду и Джейн, что они, задержавшись, едва поспели на самолет.
Приезд супругов Тернеров в Москву в 1992 г. был преимущественно связан с подписанием договора о создании совместного телевизионного канала Ти-би-эс и ТВ-6. В 1994 г. договор был расторгнут российской стороной: наши олигархи к тому времени уже присмотрели "лакомый кусок" для себя.
Тернер был глубоко разочарован. Казалось, его интерес к России начал иссякать...
В 1996 г. Си-эн-эн слился с другим информационным гигантом - "Тайм Уорнер", и Тернер стал вторым человеком в этой корпорации.
Джейн
ОНА появилась в жизни Теда в 1989 г. Говорят, что, узнав о разводе кинозвезды с предыдущим мужем, он позвонил ей и сказал, что давно мечтал познакомиться. Их приход на церемонию вручения "Оскара" в 1990 г. стал "изюминкой" вечера. К тому времени за плечами у Джейн была блистательная карьера голливудской дивы: семь номинаций на "Оскар" и две статуэтки: за фильм "Клют" (1971 г.) и "Возвращение домой" (1978 г.).
Злые языки поговаривают, что увлечения Джейн часто зависели от того, кто из мужчин в данный момент был с ней рядом. Так, будучи женой кинорежиссера русского происхождения Роже Вадима, она много снималась в кино, была сексуальной и обольстительной. В 70-е гг., став супругой политического активиста Тома Хейдена, много занималась политикой, горячо выступала против войны США во Вьетнаме (многие в Америке не простили ей этого и по сей день). В 80-е гг. увлеклась аэробикой. А в 90-е, сблизившись с Тедом, ушла из кино и стала фанатичной болельщицей бейсбольной команды "Атланта брейвз", которой он владеет.
Мое знакомство с Джейн произошло в августе 1990 г. в Сиэтле. Днем и вечером она была в темных очках, элегантная и сдержанная, с тонкой осиной талией (ходили слухи, что над этим неплохо поработали хирурги из Бразилии). Совсем другой - эмоциональной и отзывчивой - предстала Джейн в качестве зрителя на спектакле "Крутой маршрут" театра "Современник", который в это время успешно гастролировал в Сиэтле.
Вспоминает Галина Волчек: "После спектакля она подошла ко мне. Говорить не может: в глазах слезы, пальцы рук обкусаны. Летом 1994 г. Джейн, приехав в Москву из Петербурга с Игр доброй воли только на один день, пришла снова на "Крутой маршрут" и привела своих детей".
Последний фильм Фонды "Стэнли и Айрис", где она снималась с Робертом Де Ниро, вышел 10 лет назад. Но ее недавнее появление на "Оскаре" говорит о том, что вряд ли бейсбольная бита навсегда заслонила интерес актрисы к софитам на съемочной площадке.
О причине своего расставания супруги до конца года говорить отказываются. Правда, одному из журналистов Тернер намекнул, что жена устала от его "диких выходок". "Джейн хочет, чтобы я стал святым, - заметил Тед. - Но я не святой". С последним трудно спорить: многие считают, что в повседневной жизни он - человек нелегкий. Никогда не отличался большой вежливостью и деликатностью. Может позволить себе любую вольность и колкость. Что же касается прекрасной половины человечества, то к ней Тернер не был равнодушен никогда. Некоторым памятно, как в 1986 г. во время Игр доброй воли помимо своей жены он ухитрился привезти в Москву и расселить в разных гостиницах еще и двух своих подружек. В случае развода Джейн не сможет "переполовинить" несметное состояние Тернера (оно сегодня приближается к 8 млрд. долл.), но будет ежемесячно получать изрядную сумму денег.
Тед, решив для себя однажды, что должен спасти мир от множества неприятностей, не жалеет денег на благотворительность, является самым крупным частным инвестором ООН. Недруги полагают, что это - его потребность постоянно воссоздавать чувство собственной значимости, его "эго - величиной с целый мир".
Возможно, это так: ведь он всегда любил быть в свете прожекторов. Одни им восхищаются, другие брызжут слюной, но равнодушных нет. Сам Тернер никогда не признавал слова "поражение": "На моем корабле множество флагов, но среди них нет белого. Это история моей жизни".
Смотрите также:
- Элтон Джон: Люблю шоколад. А остальное - не ваше дело! →
- "Моя Уланова со сцены не уйдет" →
- Хулио Иглесиас вечный мачо →