ИСТИННАЯ слава Романа Виктюка, режиссера-новатора, постепенно сходит на нет. О его последних спектаклях говорят как об откровенных неудачах. "Сатурном, пожирающим своих детей" - так теперь все чаще называют Романа Григорьевича. Называют те, кого он "породил", на ком держался репертуар и, следовательно, громкая слава режиссера: Сергей Виноградов, Владимир Зайцев, Николай Добрынин, Эра Зиганшина, Сергей Маковецкий, Лия Ахеджакова. Все они ушли от Виктюка. Конечно, разногласия не новость в творческой среде, но неписаный закон театра гласит: конфликт - это памятник на могиле творчества.
Блистательный исполнитель роли Мадам в нашумевших "Служанках" Сергей Виноградов оставил Виктюка еще в 1994 г. "Я покинул театр по творческим соображениям. Одно из них - "Маркиз де Сад". Мне просто стало скучно". На прощание Сергей попросил: "Не держите зла". И Виктюк ответил: "Ну что ты. Я человек незлой". Но и месяца не прошло, как "незлой" Виктюк начал повсюду говорить, что Виноградов украл у него спектакль. Может быть, природа конфликта - творческая ревность? "Все не так просто. Там очень серьезный замес. Несмотря на безусловный талант этого человека, он тем не менее сгибается под своими комплексами, своими пороками... Я не хочу об этом говорить. Для меня сейчас этот человек отвратителен".
Людмила Вергасова, директор театра, сделала с Виктюком семь спектаклей. "Декамерон" - восьмой. Режиссер трижды брал ее на работу и трижды увольнял. Но влюбленная в творчество Виктюка, она прощала ему эти выходки. Прощала, пока художник Виктюк исследовал темы вечные - одиночество, тоску по любви, изломы человеческой души. Разлад начался на "Маркизе де Саде". Тропа садо-мазо-гомо, с точки зрения Вергасовой, - бессмысленная, ведущая в никуда. Назревавшая творческая несовместимость и стала прологом к полыхающему сегодня скандалу.
В 1999 г. Вергасова откликнулась на предложение Виктюка взяться за восстановление "Декамерона". Была назначена дата премьеры в Риге. Приглашенная на роль Маменькиного Цветочка актриса Ирина Апексимова сутками не выходила из театра. Она должна была освоить сложнейший драматургический рисунок всего за месяц. Репетиции шли без Романа Григорьевича, который улетел в Америку. Вернувшись, Виктюк несколько раз пришел в театр. И вдруг... Апексимовой Виктюк позвонил и сказал, чтобы она ни в коем случае не приходила завтра на репетицию. Дело в том, объяснил Роман Григорьевич, что Эдвард Радзинский пришел в ярость: он сам подумывал о возвращении на сцену своей пьесы, но в главной роли драматург видел певицу Лолиту.
На следующий день Ирина Апексимова все-таки пошла на репетицию. Пришли и остальные участники постановки - Эра Зиганшина, Владимир Зайцев. Людмила Вергасова предложила им выбирать дальнейшую судьбу и спектакля, и, в общем-то, свою собственную. Либо откладывать назначенную премьеру и, значит, похоронить спектакль, либо рискнуть и, несмотря на разрастающийся конфликт, все-таки начать играть. Актеры единодушно выбрали последнее.
Все участники возобновленного "Декамерона" улетели на премьеру в Ригу. По всему городу уже висели афиши, на которых стояло имя Романа Виктюка. Но на столе у директора театра лежал факс, подписанный Виктюком и Радзинским, с категорическим запрещением выпускать актеров на сцену. Местные власти разрешили сыграть премьеру. Правда, на всякий пожарный оцепили театр полицией.
Ситуация с милицейским кордоном повторилась в Москве 7 апреля на спектакле "Декамерон". Какие-то сомнительные люди из прокуратуры угрожали прийти на спектакль и опечатать кассу. Вергасова начинает привыкать к угрозам. К ней уже приезжали домой "представители" Виктюка. С точки зрения закона Людмила Ильинична надежно защищена - у ее коллектива, единственного в стране, есть лицензия, разрешающая играть "Нашего Декамерона". Есть и документ, подписанный Эдвардом Радзинским, что он разрешает играть его пьесу и утверждает актерский состав. Повествование Виктюка о запрещении драматургом спектакля - хорошо сочиненный сюжет, где вымысел мешался с правдой. Вернувшись из Америки, он сам позвонил Радзинскому и сказал: "Без твоего разрешения репетируют "Декамерона".
И Эдвард Станиславович действительно, по его собственным словам, "взбесился". Особенно когда услышал про Ригу, где постоянно крадут его спектакли. Виктюк же предложил Радзинскому подумать над новой версией "Декамерона", в которой бы играла Лолита. И Виктюк якобы уже начал репетировать. Радзинский, чтобы помочь режиссеру, подписывал какие-то бумаги, зная о тяжелом финансовом положении театра. Но потом обнаружил, что никаких репетиций нет! "Когда мне позвонил прокурор и сказал, что ему поручено вести уголовное дело против Вергасовой и актеров, я немедленно позвонил Виктюку. Он испугался и не взял сам трубку. Я сказал: "Как может человек, которого всю жизнь преследовало государство, кого-то преследовать? Это психология раба. Это страшно. Когда раб становится сильным, он беспощаден".
Вот от этой беспощадности раба ни Вергасову, ни ее актеров не может защитить никто. Разве что они сами - своей честной и профессиональной работой. Сатурн, как известно, - бог посевов. По римской мифологии. А по русской - "Что посеешь, то и пожнешь"...