Новое - это хорошо забытое?

   
   

В МОСКВЕ проходит фестиваль "Театральные звезды ХХI века". Он претендует на открытие новых звезд и новаторского искусства. Показали два современных сюжета - "Мужики и капуста" и "Рябина кудрявая, или Деревенские страсти". Сыграли трагедию в стихах "Юдифь" (пьеса тоже написана современным автором Еленой Исаевой). Но, пожалуй, самое неожиданное зрелище - питерский спектакль режиссера Романа Мархолиа "Покрывало Пьеретты" по мотивам пантомимы А. Шницлера. Произведение давнее, декадентское, легендарное у нас благодаря постановке гения А. Таирова в Свободном театре 1913 г. с великой Алисой Коонен.

Новаторства жаждут, когда ощущается кризис. Нельзя сказать определенно, переживает наш театр кризис или нет. Количество зрителей в Москве за последние годы выросло. Театров изобилие, премьеры - одна за другой. Немало спектаклей, которые отлично смотрятся, принимаются, на которые хочется пригласить родных и близких, порекомендовать друзьям и знакомым. Но при этом ты понимаешь, что Театр (с большой буквы) ни один из них не продвигает. Нет ощущения новизны, свежего, необычного. Впору говорить о кризисе режиссуры, пожалуй. Как и об отсутствии современной драмы. Причем это не "кадровый" вопрос, а кризис идей, связанный, вероятно, с какими-то глобальными процессами в искусстве.

Спектакль "Покрывало Пьеретты" - сюрприз. Вечный сюжет из комедии масок: влюбленный Пьеро, очаровательница Пьеретта, соблазнитель Арлекин. Сюжет, обыгранный многократно в пьесах, стихах и песнях. Любовь романтическая, меланхолическая, безнадежная и вечная - и любовь плотская, но не менее сильная. Коллизия, которую переживает едва ли не каждый человек в нежном возрасте. Да и не в нежном тоже.

Что же нового, помимо вечного, мы увидели в этом спектакле? Во-первых, на сцене - экраны-мониторы: три больших и несколько, рядком у края сцены, маленьких. Происходящее на сцене между двумя или тремя персонажами таким образом множится, дублируется, укрупняется (бинокль, по крайней мере, не требуется). Этот прием уже использован отчасти в спектаклях "Табакерки". И, скажем прямо, художественной ценности он не прибавляет - когда на экран выносится крупный план лица актера, стоящего тут же, рядом. В нем есть нечто механическое, формальное и бездушное. Быть может, когда некий вид искусства уже исчерпал все свои оригинальные, незаемные средства, он нуждается в "помощи" других?

Бессловесно страдают на сцене герои. Пьеро, как положено, бледный, весь в белом, с длинными рукавами; Пьеретта, как положено, соблазнительная и томная. А на экранах - то их лица, то игра рук, их укрупненных теней - так в детстве мы изображали волков и зайчиков на стенах. Впечатляющ танец плейбоя Арлекина с голым торсом. Но весь этот коктейль вызывает скорее любопытство - уж никак не потрясение. Пошла вторая часть - на самом крупном экране разыгрывается, казалось бы, тот же сюжет, только погруженный в современность. Ночной клуб, дискотека, влюбленная пара (здесь в роли нынешней Пьеретты - телеведущая Анастасия Соловьева, которая, кроме современного облика, типажа, больше ничего продемонстрировать не смогла). Вмешивается третий. Флирт. Поцелуи. Страдающий Пьеро. Все опять повторилось сначала.

Конечно, впечатляют скоростной проезд авто и городские виды на большом экране - эффект простенький, но неожиданный для театрального зала. Но тут же вспоминаешь - был когда-то такой чешский театр "Латерна магика", вся оригинальность которого состояла как раз в том, чтобы иллюстрировать происходящее на сцене киноизображением на огромном экране, натянутом вместо привычного задника. Море - значит, катящиеся на зрителя волны. Дорога - значит, бегущее тебе навстречу шоссе и мелькающие дома и деревья. Скажем прямо: вклад этого театра в мировое искусство неощутим.

Видимо, сегодня созрело время новых форм. "Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно", - это говорил чеховский Треплев, сочинитель возмутительно модернистской для конца века пьесы. Пьесы, в которой не было ничего внешнего. Только внутреннее. Сюжет, героиня - мировая душа, текст: "Люди, львы, орлы и куропатки..."

Ваш ребенок самый способный!

ЕСЛИ Вы хотите, чтобы раскрылись творческие способности Вашего ребенка, чтобы его детство проходило в окружении одаренных и жизнерадостных сверстников, - приходите в Центр эстетического воспитания "Золотой петушок". Под руководством педагогов и детских психологов малыши с 3 до 7 лет занимаются по комплексной программе, основанной на синтезе музыки, хореографии, изобразительного и театрального искусства. К семи годам у всех детей выявляется склонность к одному из видов художественного творчества, поэтому дальше - специализация на музыкальном, театральном отделениях либо в художественной студии Центра.

Наряду с художественно-эстетическим образованием до 15-летнего возраста дети здесь получают домашнее воспитание и подготовку к школе (с обучением английскому языку) в кругу большой дружной семьи, что особенно ценно, если у Вас один ребенок.

Записаться на приемное собеседование можно по тел.: 923-00-94, 925-51-49. Проезд до ст. м. "Красные ворота", "Чистые пруды".

Смотрите также: