Жизнь после выборов

   
   

ПОСЛЕДНЕЕ время мы жили, как писал великий русский писатель Тургенев, накануне. Никто ничего не начинал, ничего не загадывал: все ждали, чем закончатся выборы. И вот, слава Богу, свершилось. Теперь можно спросить ведущих экономистов, как они представляют себе Россию во II квартале 2000 года.

Евгений ЯСИН, научный руководитель государственного университета "Высшая школа экономики":

- ВСЕ будет в порядке. Сегодня нет ничего такого, что могло бы вывести экономику из равновесия. Все тенденции позитивные: рост ВВП, промышленный рост, сравнительно хорошая ситуация с бюджетом. Цены на нефть только еще начали падать, масштабы падения пока не опасны.

Причем все эти позитивные изменения - это не только результат конъюнктуры: цен на нефть и девальвации. Ничего подобного бы не было, если бы еще до кризиса не выросли те предприятия, которые смогли преимуществами этого кризиса воспользоваться. Вот что я могу возразить тем, кто говорит, что все реформы были неправильные. Рост в экономике сегодня - это исполнение надежд 1996-1997 годов.

Я думаю, что в этом году и реальные доходы населения будут расти. За год они вырастут на 2-3%. В масштабах государства это очень ощутимо.

Сергей АЛЕКСАШЕНКО, руководитель Центра развития:

- ГЛАВНЫЕ события II квартала - это формирование нового правительства и снижение курса доллара до 25 рублей. Валюты много, а спроса нет.

Повышение пенсий, зарплат бюджетникам, конечно, повлияет на цены, но не сразу, не во II квартале. До лета цены так и будут расти: потребительские - примерно на 1% в месяц, оптовые - на 3-4%. Быстро дорожать начнет только бензин, как обычно, весной. Предположим, 92-й сейчас стоит 6 рублей, вырастет до 8.

Виктор КАЛЮЖНЫЙ, министр топлива и энергетики:

- МЫ не допустим колебаний цен на бензин больше чем на 10-15%. Но 70% бензоколонок в нашей стране - в частных руках, и министерство не имеет рычагов прямого воздействия на их хозяев.

Олег ВЬЮГИН, исполнительный вице-президент компании "Тройка Диалог":

- СЕРЬЕЗНОГО роста цен не ожидается: 1% в месяц. Будет дорожать то, что обычно дорожает весной: овощи, фрукты. Сейчас инфляция снизилась. I квартал мы прожили без заимствований у Центробанка. Думаю, и во II квартале заимствований не будет.

Курс доллара - максимум 29 руб. 20 коп. Тут дело, скорее, не в прогнозах, а в том, что думает Центробанк. Он может решить слегка девальвировать рубль. Но может и укрепить его, как сейчас. В принципе, даже если цены на нефть слегка понизятся, они все равно будут достаточны для того, чтобы поддерживать валютные резервы на высоком уровне.

Борис САФРОНОВ, заместитель руководителя Центра экономической конъюнктуры при правительстве:

- ВООБЩЕ, по мнению западных аналитиков, например Аналитического центра Дойче Банка, тенденции в экономике, производстве слабо связаны с политикой. Да, могут быть колебания ценных бумаг. Но если создана правовая среда, если предприятие работает, то ему в принципе все равно. Придут правые, придут левые, а производственники на это говорят: "Вы, ребята, там деритесь, а мы тут..." Мы ориентируемся на мировую экономику. В этом году прогнозируется рост мирового ВВП существенно выше, чем в прошлом году. В индустриально развитых странах - на 3%, в Азии - на 6%, в Латинской Америке - на 3,5%, в Восточной Европе - на 3,3%. Это все традиционные партнеры России по экспорту. Если у них будет рост, значит, рост будет и у нас.

Алексей УЛЮКАЕВ, заместитель директора Института экономики переходного периода:

- КАК мы будем жить во II квартале? Будем жить по средствам. Будет сформировано правительство, которое примет программу. Государство наконец-то займет какую-то позицию.

Повышение пенсий и зарплат бюджетникам - это не предвыборные обещания. Электоральная траектория Путина и так была благоприятна. Все эти выплаты имеют под собой реальные основания. Доллар будет расти, но темпы снижения курса рубля будут меньше, чем темпы инфляции. Так что, хотя номинально рубль будет ползти вниз, в реальном исчислении он будет укрепляться. В любом случае до лета доллар не перерастет 30 рублей.

Экономический рост тоже продолжится. Эффект девальвации себя исчерпал. Но ему на смену пришли два других фактора: увеличение спроса населения и увеличение инвестиций. Прошлый год мы впервые закончили с приростом инвестиций - на 4,5%. Так что это уже рост, похожий на настоящий.

ЭКОНОМИСТЫ ШУТЯТ

Михаил КАСЬЯНОВ, первый заместитель председателя правительства:

- Помню, как я заработал свой первый рубль. Это было, когда я еще учился в школе. Наш класс отправился в культпоход - в музей. По дороге мы с друзьями отстали и заблудились. Стали спрашивать у прохожих, как пройти. Никто не знает. И вот очередной прохожий нам говорит: "Да бросьте вы этот музей. Пойдемте лучше поможете мне машину разгрузить". Ну мы и согласились.

Виктор ХРИСТЕНКО, заместитель председателя правительства:

- После многочасовых совещаний по выплате долгов бюджетникам ничего, кроме классика Жванецкого, в голову не лезет: "За 100 рублей - спасибо, за 110 - большое спасибо, а за 120 - объясните, за что".

Игорь БИРМАН, советник министерства финансов США:

   
   

- В 1961 году в Союзе старые деньги меняли на новые - избавлялись от нуля. Мы, студенты, начинающие финансисты, собрались и стали решать, как пережить деноминацию. Я собрал все свои сбережения, пошел в ювелирный магазин и купил одну серебряную ложку. А они собрали свои сбережения, пошли в ресторан и все их весело прогуляли. Ну и как вы думаете, кто из нас лучше распорядился своими капиталами?

КАК МЫ ПОБЕДИЛИ ЗАГРАНИЦУ

ПАРУ лет назад многие россияне выбирали в магазинах исключительно между сливочным маслом из Новой Зеландии и маслом из Франции. Ассортимент промышленных и продовольственных товаров нельзя было назвать скудным, но российское проигрывало иностранному и по качеству, и по количеству.

Как известно, резкий скачок доллара 17 августа сильно ударил по среднему потребителю. Цены на импорт взлетели. И отечественные производители подняли голову.

Уже в сентябре 1998 г. по сравнению с августом, к примеру, поставки продуктов из развитых стран сократились в 2 раза. А в 1999 г. Россия закупила продовольствия на 5 млрд. долларов меньше по сравнению с 1997 г. Конечно, совсем отказаться от иностранной продукции мы еще не можем. Но вот таблица говорит сама за себя.

Смотрите также: