Конвейер чемпионов (Владельцам "ВАЗов" на заметку)

   
   

МНОГИЕ производители запасных частей предпочитают жить по старинке, предлагая рынку детали, изготовленные по чертежам двадцати-, тридцати-, а то и сорокалетней давности. Как будто за это время не появилось новых материалов, не нашлось новых прогрессивных конструкторских решений. А ведь именно путем модернизации в соответствии с современным уровнем развития техники и можно усовершенствовать узлы отечественных автомобилей, придать им характеристики третьего тысячелетия.

В отличие от тех, кто выпускает шаровые шарниры по итальянским калькам 1964 г., российский лидер по изготовлению опор для отечественных легковых автомобилей - производственное объединение "Трек" из Миасса - предлагает новинки, которые вызвали активный интерес у российских автозаводов и автомобилистов.

О том, что приготовил к новому сезону "Трек", рассказывает инженер Виктор КАЗАНЦЕВ:

- Шаровая опора - деталь, ответственная за безопасность автомобиля и его пассажиров. Вот почему советую быть очень внимательным и разборчивым в выборе изготовителя опор для собственной машины, отдавая предпочтение известным производителям, тем, кто работает над усовершенствованием технологии, использует современные материалы, сертифицирует товар и не боится его испытаний в самых жестких условиях. Например, трековские шаровые шарниры выдерживают усилие на вырыв более 6 тонн, что в 4 раза превышает вес самого автомобиля и на 25% превосходит ТУ ВАЗа.

Однако инженеры "Трека" - а там работают специалисты с известного всем "УралАЗа" - решили создать принципиально новую шаровую опору уникальной долговечности, рассчитанную на 85-90 тыс. км пробега, и усилием вырыва 8,5-8,9 тонн. И сделали. Деталь взаимозаменяема со штатной без каких-либо доработок. Устанавливается на подвески "ВАЗов" (есть усиленные опоры как для переднеприводных, так и заднеприводных машин), но предназначена прежде всего тем, кто придерживается спортивного стиля езды или кому приходится часто совершать путешествия по не самым лучшим дорогам с максимальной загрузкой.

В чем особенности новой опоры? Прежде всего в конструкции. Ее отличает единый кованый цельнометаллический корпус (2), исключающий выбивание "дна". Такое нередко бывает у иных производителей, которые выпускают опоры с закатной нижней крышкой. Чтобы удержать шаровой палец в обойме, используется специальной формы запорное кольцо (3). Кольцо "вживляется" - это один из секретов "Трека" - в материал корпуса и образует с ним беззазорное соединение высокой прочности. Такое оказалось возможным благодаря использованию уникальной технологии радиальной пластической деформации кованого корпуса. Отверстие в кольце, в котором перемещается палец, имеет не круглую, а овальную форму, дающую дополнительный выигрыш в устойчивости к вырыву.

При сборке наружная накатка кольца внедряется в корпусной металл и обеспечивает нужную ориентацию овала кольца относительно корпуса, а его внутренняя накатка исключает проворачивание. На рисунке видно, что вкладыш (4) оказывается "заперт" внутри образовавшейся единой металлической сферы.

Многое зависит и от самого пальца (1). Трековский шаровой палец изготовляют методом упрочающей холодной пластической деформации. Эта технология позволяет избежать разрывов в структуре металла, что неизбежно происходит при токарной обработке. Замечу, что точно так же пальцы делаются для всех трековских опор. Не менее важно и то, с чем контактирует палец. Мягкие и некачественные материалы быстро изнашиваются, что неизбежно приводит к скорому появлению люфтов в подвеске и нарушению регулировок развала-схождения передних колес. На "Треке" используют полиформальдегидный вкладыш из материала фирмы "Дюпон", который плотно охватывает зеркало отполированной сферы пальца. Наличие качественной литиевой смазки в соединении гарантирует безупречную работу в течение всего срока службы, не требуя дополнительного обслуживания.

Между тем известно, что ни один даже самый совершенный и безупречно изготовленный узел не будет работать, если его надежно не защитить от грязи и влаги - источников абразивного и химического, вследствие ржавления, износа. И здесь трековские инженеры решили пойти дальше. Для усиленных опор разработан новый уплотнительный чехол (5) из термопластичных материалов, стойких к низким, до - 70 С, температурам, механическому, химическому и световому воздействию. Для его изготовления используются зарубежные материалы и технология фирмы "Дюпон".

Специальная форма гофр обеспечивает самоочищаемость прозрачного чехла в монтажном положении и как следствие долговечность в эксплуатации. Плотное прилегание к пальцу достигается за счет трех герметизирующих кромок и арматурного кольца (6). На самом корпусе опоры чехол удерживается пружинным кольцом (7).

Такова конструкция новой усиленной шаровой, которую автолюбители могут приобрести сегодня в магазинах запчастей.

Гарантийный срок службы усиленных трековских опор составляет 45 000 км пробега по любым без ограничения дорогам или 2 года с момента приобретения. Фактический срок службы, как уже говорилось, рассчитан на 90 000 км. Для наших дорог это просто чемпионские показатели. Потому и называются опоры новой серии "Чемпион".

Смотрите также: