АКАДЕМИК Виктор Антонович САДОВНИЧИЙ ректорствует в МГУ последние восемь лет. У него на глазах сменились не только эпохи, через его руки прошло сразу несколько поколений молодежи, философия которой и настроения менялись каждые два-три года.
- Нет, восемь поколений за эти восемь лет, конечно, не появились. А вот что касается локальных изменений... Молодежь, пришедшая в 1991-1993 гг., отличалась более легкомысленным настроением в получении знаний. Они считали, что сейчас перед ними открылись пути быстрого вхождения в жизнь через киоски, уличный бизнес. Конкурс в МГУ резко упал. Те, кто все же учился, думали соответственно: что делать в этом университете, когда мой товарищ на мойке машин, на продаже "сникерсов" столько зарабатывает. Но в 1994-1996 гг. настроения резко поменялись.
- И лучше всего в этом плане, наверное, "помог" августовский кризис. В Москве первым делом под сокращение попадала молодежь без диплома.
- Да и все места в киосках уже были заняты. Но если брать глубже, пришло понимание, что настоящие знания, фундаментальные, быстрее выводят на соответствующий уровень карьеры, чем жизнь без образования или с плохим образованием. И сейчас конкурс в МГУ самый высокий за последние 50 лет и продолжает расти!
- И все же в глобальном плане смены эпох появилось новое поколение. Чем оно отличается от предыдущего?
- Мое поколение послевоенной молодежи было более нацелено на то, чтобы добиться от учебы максимума. Стать естествоиспытателем, физиком, делать научные открытия. В общем, романтики из фильма "Девять дней одного года". Но уверен, что новое поколение лучше предыдущего. Они более развитые, немножко по-другому смотрят на жизнь и большие оптимисты по сравнению с нами. А главное - более приспособлены к новым и быстрым изменениям, на пороге которых мы стоим.
- Мы опять на пороге? И что же свалится на наши головы?
- По сути дела мы и не заметили, как быстро из периода информационного вошли уже в постинформационный. Всего пять лет назад мы и не знали, что такое Интернет. А сейчас и школьники им владеют. Неминуемо появятся новые технологии. Но сами люди меняются очень медленно, наш мозг, хоть и прошло несколько десятков тысяч лет, остался старым в объеме. Меняется ответ человека на вызов времени и общества. И чем сложнее задачи ставят время и общество, тем более приспособленной и развитой становится молодежь. Поэтому те студенты, которые придут к нам через три года, будут уже отличаться от сегодняшних.
- А сегодняшние - тоже, знаете ли, производят впечатление! Ваши студенты ходят с мобильниками и приезжают на занятия на иномарках. Причем, чаще все эти фенечки покупаются не на папины-мамины деньги, а на свои кровные. Как вы относитесь к тому, что люди в таком возрасте уже умеют зарабатывать?
- Это есть. Но процент таких студентов в МГУ очень небольшой. И я считаю, что человек в таком возрасте должен учиться, а не зарабатывать.
- А кто тогда будет его материально обеспечивать?
- Своим студентам говорю так: я понимаю, что стипендия недостаточна, можно подрабатывать и нужно, чтобы жить, но расположите ценности в таком порядке: сначала учеба, а потом некоторый заработок себе на жизнь. А не наоборот: вот куплю иномарку, куплю квартиру, потом выучусь. Нельзя образование откладывать на потом. Выучиться можно только за эти первые пять лет после семнадцати.
- Какая стипендия сейчас в МГУ?
- 160 руб.
- А средняя зарплата преподавателей?
- Чуть больше - 1,5 тыс. Ниже столичного прожиточного минимума. И зарплата ректора тоже ниже этого минимума - 1800 руб.
- И вы до сих пор не уволились?!
- И не только я. Мы преданы своему делу.
- Но сколько преподавателей все же уехало?
- За границу? Да, был период массового выезда, 10% уехали. Но мы легко пополнились молодыми. У нас аспирантура 5 тысяч человек, резерв есть. Правда, сейчас Америка и Германия открывают несколько сотен тысяч мест для программистов. Поток уезжающих молодых людей будет расти. А что такое программисты: это математики, это интеллект нации. Эти молодые мозги поднимут уровень технологий, а следовательно, страны, ими владеющие, станут лидерами постинформационного периода. Я уже говорил, что мы вступаем в новый век технологий. Если раньше измерялось все в долях миллиметра, в микронах, долях секунды, сейчас носителем памяти может быть один электрон. В такие технологии сможет вписаться не каждая даже развитая страна. Всерьез стоит вопрос, сумеет ли Япония?
- А у нас есть чем ответить?
- Смотря каким путем идти. Если повторять технологии, которые достигнуты в развитых странах, мы никогда не догоним. Сейчас во всем мире идет борьба за создание суперкомпьютера. В США это одна из приоритетных программ. Компьютер такой мощности мы уже никогда не создадим. Но мы способны делать для него программы. И в этом мы можем обогнать мир.
- В Москве теперь что ни вуз, то именует себя университетом! Вам это не мешает?
- Мешает.
- Неужели конкуренты?
- В этом смысле нет. У нас свой конкурс, свой контингент людей, желающих получить настоящее образование. Но новые университеты понижают уровень преподавания в целом. Дипломы, которые они выдают, по виду такие, как и наши. Происходит девальвация высшего образования.
- А среднее образование? К вам приходят выпускники столичных школ, каков уровень их подготовки?
- Школьный уровень в среднем тоже заметно упал. Причина - в отсутствии тех строгих стандартов и требований, которые были ранее присущи нашей школе. Учебники стали нестабильными. Порой некачественными. Разнобой программ. Все это приводит к тому, что в целом система раскачивается. Мы чувствуем, что уровень школьной подготовки ниже того, что мы обычно требуем от абитуриентов.
- Значит, вы тоже снизили планку требований на вступительных экзаменах?
- Ни в коем случае! Мы поступили иначе. Открыли центры подготовки, проводим олимпиады, выездные экзамены.
- У ваших студентов есть политические пристрастия? В какой политический цвет вы бы их покрасили: красный, розовый, зеленый?
- Политических дискуссий мы не ведем в стенах МГУ. Университет создан, чтобы учить детей, а не для выяснения того, кто красный или зеленый. Но, конечно, каждый студент определяет свою позицию, и неправильно думать, что он аполитичен. Он отлично разбирается в нюансах жизни, в политике, внутренне активный. Студенты, конечно, разные и по-разному голосуют на выборах. Но мне кажется, что последние действия правительства и Путина очень точно отражают настроения студентов. Государственность, гражданское достоинство - эти ценности близки студенчеству. И нашим преподавателям, да и мне лично.
- Скажите, наверное, скучно быть ректором. Сезонная работа, жизнь по расписанию: первое сентября, сессии, каникулы и приемные экзамены каждый год в одно и то же время...
- А мы стараемся придумывать что-то новое. Вот на днях собираем конференцию университетов стран СНГ, потом День открытых дверей 25 марта, в мае - римский клуб. А выпуск в июне - это всегда проходит очень живо, с различными придумками.
- Но вы, например, лишены лета. У всех отпуск, а у вас вступительные экзамены. Где вы прячетесь от родителей абитуриентов?
- Да, лето самое тяжелое время. Приемные экзамены надо высидеть до конца. Потом сразу начинается подготовка к новому учебном угоду... А прячусь за городом. Никуда больше не езжу...
А ТЕПЕРЬ О ПОГОДЕ
В ЭТОМ году синоптики для себя постарались, обеспечили в свой профессиональный праздник - 23 марта - вполне приличную погоду. А причина этого - атлантический циклон, постепенно распространяющийся на Европейскую территорию страны, включая столичный регион. В начале недели погода ожидается относительно малооблачной, с редкими осадками. После 27 марта атмосферное давление начнет стремительно падать, и это приведет к уплотнению облаков и осадкам. Температура в столице и Подмосковье будет вполне соответствовать весенним нормам, и если ночами еще будет слегка подмораживать до 0... - 5 , то днем яркие лучи мартовского солнца быстро прогреют воздух до + 5 . И лишь в конце недели, когда к городу приблизятся атмосферные фронты, похолодает на 3-4 .
Атмосферное давление в начале недели будет хотя и повышенным (750-755 мм рт. ст.), но стабильным, а в конце ожидаются резкие колебания на 5-7 мм рт. ст.
Экологическая обстановка несколько усложнится в начале недели, а после 27 марта оздоровится. И только нестабильное атмосферное давление и неустойчивая геомагнитная обстановка будут досаждать метеочувствительным горожанам.
Смотрите также:
- Вчера - студент, сегодня - безработный →
- Куда податься: выбираем вуз с умом →
- Оценки убивают знания? →