ВОЕННАЯ операция в Чечне близка к завершению. Встает проблема: что делать дальше? Как разрешить вековое противоречие между стремлением чеченцев к свободе и законным желанием России сохранить республику в своем составе, избежать распада страны?
Кнут и пряник
ХХ ВЕК знает примеры, когда победившая страна, сочетая методы кнута и пряника, постепенно превращала побежденный народ из врага в партнера и даже союзника. Вспомним Германию, которую после Второй мировой Америка буквально задушила в "экономических объятиях", осуществив "план Маршалла". Вспомним историю взаимоотношений США и Японии, в которой были и разгром американского флота в Пёрл-Харборе, и атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Казалось бы, два народа были обречены тихо ненавидеть друг друга - но вышло иначе. В Японии, как и в Западной Германии, вместе с американскими военными базами были размещены и американские инвестиции, японцев заставили заимствовать многое из американской модели демократии. И вскоре они явили миру свое "экономическое чудо".
Конечно, Чечня не Япония. Но почему бы нам не взять на вооружение сам принцип экономической экспансии, "добровольно-принудительного" насаждения цивилизации на своей диковатой окраине?
Можно ли изменить сам образ жизни, менталитет горцев? За ответом мы обратились к известным политикам. Мнения разделились.
Евгений ПРИМАКОВ, лидер фракции ОВР в Госдуме, экс-премьер:
- Конечно, можно. И нужно. Я бы не распространял отрицательный менталитет на весь народ - так мы до расизма можем дойти. Если говорить, что весь народ плохой, тогда надо признать, что правильно Сталин переселял чеченцев.
Николай КОВАЛЕВ, депутат Госдумы, бывший директор ФСБ:
- Можно ли цивилизовать Чечню? Наверное, хотя для этого понадобится не одно десятилетие. Последнего чеченского бандита после Великой Отечественной войны удалось поймать в горах только через 23 года - в 1968 г. При том, что было тоталитарное государство, мощные правоохранительные структуры. Вот и представьте, что нас ждет сейчас. Но другого выхода, кроме "приручения" Чечни, у нас нет.
Григорий ЯВЛИНСКИЙ, лидер "Яблока":
- Безусловно, Россия способна положить конец конфликту с Чечней, не предоставляя ей независимость. И она уже доказала это во 2-й половине XIX века, когда на смену кавказской войне пришла кавказская политика. Эта политика должна основываться на подчеркнутом уважении к национальному достоинству чеченцев, русских, ингушей и всех других народов Северного Кавказа.
Алексей МИТРОФАНОВ, депутат Госдумы:
- Чеченцы исповедуют идею государства-волка. У них даже на гербе нарисован волк. Это народ, который живет разбойными набегами. Все попытки "приручить" его приведут к тому, что чеченцы убедятся в нашей слабости. Цивилизовать их можно, только расселив диаспорами по России и миру. Я думаю, в Чечне надо оставить дивизию, разгрести завалы, восстановить кое-какое производство. А в идеале превратить всю территорию в учебный полигон для армии и внутренних войск. Чеченцы сами обеспечат для этого полный сервис.
Владимир РЫЖКОВ, депутат Госдумы, зампред политсовета НДР:
- Для начала надо добить террористов. Затем на какое-то время установить военно-полицейский режим: комендантский час, паспортные проверки, внедрение информаторов в отряды боевиков, которые будут сообщать о готовящихся терактах. Далее искать в чеченской элите людей, склонных к диалогу с Москвой, и обсуждать с ними широкую автономию Чечни. Пытаться с их помощью оторвать большую часть населения от партизанщины и терактов. И одновременно гонять по горам тех, кто никогда Россию не примет.
Сергей СТЕПАШИН, депутат Госдумы, экс-премьер:
- К власти в Чечне должны прийти не марионетки Москвы, а люди, которых примут сами чеченцы. Возможно, те, кто давным-давно уехал из Чечни, успешно занимается бизнесом в России. А душить никого не надо. Даже в объятиях. Чеченцы должны почувствовать, что можно спокойно жить и работать. Приведу пример Ингушетии, где живет, по сути, тот же народ. Кто только не ругал созданную там оффшорную зону. Но она за три года позволила вздохнуть Ингушетии.
Сергей КАРАГАНОВ, секретарь Совета по внешней и оборонной политике:
- Во-первых, нужно завершить разгром бандитских группировок. Во-вторых, установить полную военную оккупацию Чечни. В-третьих, нужно постепенно, анклавами возрождать экономику - сначала на равнине до Терека, потом в южных районах. Но чрезмерное закачивание денег бессмысленно. В принципе, я считаю, чеченская проблема нерешаема в ближайшие полвека. Нужно просто поддерживать там максимально возможный порядок.
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ, депутат Госдумы:
- Я думаю, что проблема Чечни, вообще Кавказа для России - это проблема навсегда. Окончательного ее решения не существует. Но в чем отличие нынешней ситуации от того, что было полгода назад? Тогда большинство чеченцев считали, что они могут получить независимость, и хотели получить независимость. Сегодня большая часть, может быть, до сих пор хочет получить независимость, но 90%, если не больше, считают, что это недостижимо. Есть понимание, что вооруженное сопротивление бессмысленно.
Комсомольская стройка
ОЧЕВИДНО, стратегии экономического "привязывания" Чечни к Большой земле нет альтернативы. И начинать нужно прямо сейчас.
Первым делом накормить всех голодных, развернув по всей территории полевые кухни. Решить проблему с размещением оставшихся без крова людей. Предложить, например, субъектам Федерации поселить какую-то часть беженцев у себя. Разумеется, регионам это должно быть выгодно - иначе кому захочется брать на себя лишнюю обузу? Центр может заинтересовать местные власти только одним способом: снизив их отчисления в федеральный бюджет. Можно даже ввести шкалу: за каждую сотню беженцев снимать с региона фиксированную долю процента от федеральных налогов. Но так, чтобы и на обустройство беженцев хватило и кое-что себе осталось. И тогда беженцы из гонимых станут желанными - их начнут расхватывать, как горячие пирожки.
В самой Чечне нужно дать всем трудоспособным оплачиваемую муниципальную работу - хотя бы на расчистке завалов. Детей немедленно отправить в школы, молодежь распределить по российским вузам и учить бесплатно - только бы учились. Вежливо, но настойчиво предложить чеченским бизнесменам из Москвы и других городов помочь своим братьям наладить мирную жизнь.
Может быть, стоит предложить каждому субъекту Федерации взять шефство над каким-то районом Чечни. Кто-то возразит: мол, откуда возьмутся средства, если большинство республик и областей сами едва сводят концы с концами? Да и вообще, субъекты Федерации вправе сказать: войну начинали не мы, наша хата с краю...
Это верно. Но верно и то, что Чечня теперь - наша общая головная боль. Причем надолго. Кстати, там воевали солдаты, бойцы ОМОНа с самых разных концов России. Ни у кого из губернаторов не возникло желания "откосить" от участия в военной операции. Так и сейчас нужно всем вместе объявить Чечню зоной бедствия. Вспомнить старые добрые времена, когда беда одного народа становилась общенациональной бедой. Именно так вся страна заново отстраивала уничтоженные землетрясением Ташкент и Душанбе. В общем, превратить республику во всероссийскую "комсомольскую стройку".
А чтобы стройка не обернулась новым разворовыванием бюджета, чтобы "чеченские" деньги не оседали в карманах федеральных чиновников, надо разбить всю территорию республики на зоны ответственности тех или иных регионов. Пусть губернаторы отвечают за восстановительные работы на своем участке. И соревнуются друг с другом: кто быстрее построит школу или детский садик. Заинтересовать их в этом можно, используя ту же зачетную схему: на сумму затрат сокращать выплаты региона в федеральный бюджет. При этом центр должен жестко отслеживать, эффективно ли потрачены деньги.
Поддержка Чечни будет стоить недешево. Но тихая обида чеченцев, перерастающая в лютую ненависть и партизанскую войну, обойдется неизмеримо дороже.
Смотрите также:
- 30 ИЮЛЯ В ГРОЗНОМ ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ ПО ВОЕННЫМ ВОПРОСАМ. В. Михайлов: "С Чечней надо считаться" →
- С МЕСТА СОБЫТИЙ. Грозный в начале лета →
- Мифы о Чечне →