ГИБДД против водителей: кто кого?

   
   

В БЛИЖАЙШЕЕ время Государственная Дума РФ рассмотрит проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. Одновременно ГИБДД инспирировала внесение изменений в старый кодекс. И в первом и во втором документах водителям уготованы невиданные репрессии.

ГИБДД готовится к прыжку

ПРЕЖДЕ всего увеличатся размеры штрафов. Будут введены так называемые квалифицирующие признаки. Например, за нарушение правил разъезда или обгона - штраф в размере 2 МРОТ (минимальных окладов). А если при этом создана "помеха движению", налагается штраф в размере от 3 до 5 МРОТ или лишение права управления на срок от 2 до 4 месяцев. Поставил машину под запрещающий знак - штраф. Создал при этом "помеху" - лишение.

Интересно, что определять, создана помеха движению или нет, будет инспектор ГИБДД. Но этот термин "помеха" не имеет четкой единицы измерения (типа км/ч). Это в уголовном праве любой квалифицирующий признак легко выявить. А в административном законодательстве право на субъективный взгляд инспектора дает ему широкий простор для решения собственных финансовых проблем.

По новому кодексу можно будет легко получить 15 суток за то, что не остановился на свисток инспектора (а ведь его можно попросту не услышать), или за то, что вы оставили место ДТП. Но участники дорожного движения могут, руководствуясь Гражданским кодексом РФ, расплатиться друг с другом на месте за разбитый, скажем, фонарь или бампер. Неужели и за это - арест?

Если водитель не пропустит милицейскую или иную "спецмашину", его ждет штраф от 2 до 4 МРОТ или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев (сегодня - небольшой штраф).

Возрождается и система учета нарушений ПДД. За несколько деяний в течение года ГИБДД предлагает лишать водительской корочки на два года плюс штраф до 25 МРОТ.

Плевок на Конституцию

ПОДОБНАЯ конструкция грубо нарушает важнейший принцип Конституции: за одно деяние дважды не наказывают. А здесь наказывают трижды.

Кроме этого, возвращаются эвакуаторы. На штрафную стоянку можно попасть, если: а) забыл дома документы на машину, б) инспектор подозревает, что ты пьян, в) неисправны рулевая или тормозная система, г) нарушил правила остановки или стоянки.

Совершенно очевидно, что здесь интересы ГИБДД смыкаются с интересами парковочной мафии. Сегодня за отказ платить вымогатели в униформе сделать ничего не могут. Завтра они просто увезут вашу машину. И заплатите вы уже не 10 рублей, а 1000 рублей только за первый день несанкционированного ареста вашей собственности.

А чтобы собственник не смог пользоваться автомобилем, вводится запрет на эксплуатацию машин со снятием номерных знаков. Совершенно очевидно, что на каждом углу будут вымогаться взятки только за то, чтобы номерные знаки не снимать, ибо решать вопрос, исправна машина или нет, будет не эксперт, а все тот же инспектор.

В проекте кодекса сделано все, чтобы лишить граждан возможности обратиться в суд. Еще сегодня жалоба на инспектора подается в суд по месту жительства гражданина. По проекту кодекса - в суд по месту нахождения гибэдэдэшника. Это значит: изъяли у вас водительское удостоверение в Сочи или Владивостоке, где вы были в командировке, значит, придется летать туда судиться. И наконец, вопреки постановлению Конституционного суда РФ в кодексе не предусмотрена кассационная инстанция. Можешь жаловаться на гаишника только в райсуд. А выше - уже нет.

Автора!

ПРОЕКТ кодекса делали сотрудники МВД или их родственники. Первую скрипку играл Александр Якимов - заместитель главного гаишника России. Рядом с ним на заседаниях сидела его мама - Надежда Салищева (представляла Институт государства и права). Она долгие годы работала в Верховном Совете СССР под руководством А. И. Лукьянова, председателя Комитета Думы по законодательству (через этот комитет сейчас проходит кодекс). Другие члены рабочей группы ранее работали в правоохранительных органах. Например, Ольга Хаустова - сотрудник аппарата Совета Федерации РФ, а до этого работала в прокуратуре.

При таком раскладе, естественно, не нашлось места для ученых МГУ, МГЮА, МГИМО, Российской академии государственной службы при президенте РФ, других научных заведений - для тех, кто мог бы противостоять планам МВД.

Если учесть, что в нашей стране почти каждая третья семья имеет автомобиль, и. о. президента целесообразно было бы отозвать из Госдумы проект поправок, которые ему подсунули на подпись гаишники. В условиях надвигающихся выборов президента народ таких репрессий может не понять.

Смотрите также: