"Русский след" в покушении на Папу

   
   

На прошлой неделе состоялись похороны Иоанна Павла II. А в Ватикане занялись сбором доказательств чудес, которые он творил при жизни. Действительно, вокруг Кароля Войтылы случались невероятнейшие истории. Сегодня "АиФ" снимает завесу тайны с одной из них...

СРЕДА, 13 мая 1981 года. Иоанн Павел II выехал на специальной машине на площадь Святого Петра. Его ждали тысячи верующих. Вдруг один из "паломников" выхватил пистолет. Раздался выстрел, второй, третий...

На четвертом выстреле пистолет дал осечку

"ПАПУ спасло чудо, - рассказывает заслуженный юрист России, адвокат и вице-президент Адвокатской палаты Московской области Михаил Гофштейн. В то время, в 80-х годах, он был зампредом Московской областной коллегии адвокатов. Михаил Александрович и предположить не мог, что на него и на нескольких ученых-юристов вскоре будет возложена некая секретная миссия ЦК КПСС. - У меня на войне в 44-м был такой же пистолет - трофейный 13-зарядный браунинг. Безотказное оружие, но у Али Агджи на четвертом выстреле он дал осечку. Воистину, чудеса. Тут и подоспела охрана - одна из монашек оказалась обладательницей черного пояса по карате и одним ударом сбила с ног отчаянного террориста. Преступника задержали, а врачам удалось спасти тяжело раненного понтифика".

Тем временем западные газеты кричали, что следы покушения ведут на Лубянку. Американский президент Рональд Рейган заявил, что США прервут дипломатические отношения с социалистическим лагерем, если эти предположения подтвердятся. Мир замер в ожидании.

Повод для обвинений советских спецслужб в заказе на Папу действительно был. Понтифик, поляк по происхождению, оказывал покровительство польскому революционному движению "Солидарность" и его лидеру Леху Валенсе. Тот не скрывал намерения свергнуть в Польше просоветский коммунистический режим. Никаких доказательств участия КГБ в покушении, конечно же, не было, но от итальянской полиции и спецслужб, похоже, требовали громких разоблачений. Почему именно через "болгарский" след в результате решили перебросить мостик к советскому КГБ, сейчас сказать сложно. Может быть, потому, что Агджа неоднократно бывал в Болгарии и жил там несколько месяцев незадолго до покушения. Как бы там ни было, но на одной скамье с Али Агджой в 85-м году оказался и сотрудник представительства болгарской авиакомпании "Балкан" в Риме Сергей Антонов.

"Для нас было очевидно, - рассказывает Михаил Гофштейн, - что Антонова притянули к делу "за уши". Агдже показали фотографии 50 болгар, проживавших в Риме. Он ткнул пальцем в Антонова, хотя я подозреваю, что должен был по чьей-то указке, показать на фотографию одного из подчиненных болгарского военного атташе в Италии. Но "передумать" было уже нельзя. И Агджа начал давать путанные и противоречивые показания на Антонова как на главного организатора покушения".

О "советском десанте" знали единицы