"Телевидение сегодня вовсю "производит" кумиров. Но, увы, большинство из них - выскочки", - говорит известный молодой пианист Денис МАЦУЕВ.
11 ИЮНЯ музыкант отпразднует юбилей - 30-летие - в Концертном зале имени Чайковского.
- "БЕДНОЕ наше время, если культовыми персонажами становятся такие, как Ксения Собчак", - эти слова произнес писатель Даниил Гранин во время нашего последнего интервью...
- Меня часто спрашивают: "Вы не хотите стать героем нашего времени? Вы вроде не бандит какой-нибудь из сериала".
На самом деле, к сожалению, я и сам не могу назвать героя нашего времени. Телевидение "производит" для нас кумиров, но, увы, большинство из них - выскочки... Нет индивидуальности, нет большого таланта, нет чего-то такого, за что зрителю можно зацепиться... А какие раньше были актеры - Любовь Орлова, Николай Рыбников... Сейчас вроде и фильмов много снимается, и деньги на это есть... "Водителя для Веры" смотрел три раза, отличная картина. Обожаю Сокурова. Хорошая полоса у молодых - Филипп Янковский, Егор Кончаловский сняли отличные фильмы - "Статский советник", "Побег"... Но все равно в кино сейчас какой-то патологический застой. А почему наши мэтры молчат? Почему не производят шедевров, которые были 15-20 лет назад?
Когда включаешь телевизор (кроме канала "Культура), открываешь газету (конечно, не "Аргументы и факты"), начинаешь чувствовать себя подавленно. Получается, что НИЧЕГО хорошего у нас не происходит. Кому нужны эти стрессы? Почему, например, не рассказать о потрясающей скрипачке из города Братска? Ей 8 лет, а она играет уже "Каприсы" Паганини.
И с юмором у нас, конечно, не все в порядке. Я - "страшный" почитатель программы "Аншлаг". (Смеется.)
- Но Регина Дубовицкая утверждает: "Программа идет уже много лет, и зрители ее любят".
- Помните Александра Иванова? С каким вкусом он шутил... А сегодня... Зомбировали-зомбировали народ, показывали по ТВ юмор ниже пояса, вот и добились своего: многим нравятся все эти "аншлаги". Дурновкусие продолжает внедряться в зрительскую массу. Не верю, что нация отупела. Не верю! У нас ведь есть замечательные юмористы. Почему так мало показывают Карцева?! Все хаяли одно время КВН. Но вы не замечаете, что сейчас КВН стал гораздо смешнее и увлекательнее, чем многие юмористические программы?
В 60-70-е годы и футболисты выглядели совсем по-другому. Могли монологи говорить, ходили в театры... А сейчас на вопрос "Как вы забили этот гол?" спортсмены отвечают: ну как, гнался вперед, мяч влетел в голову, я ткнул и забил.
- Говорят: для русского счастье не в том, чтобы у него самого была корова, а чтобы у соседа вся живность издохла.
- Это не только о нас. Мне рассказывали коллеги, что в Германии друг на друга все стучат: сосед приехал на такой-то машине или привел домой любовницу... Народ там законопослушный, конечно... Но настолько?!
Мне говорят: "Ну вот, добился ты своей известности. И чего? Ограбили через три дня после твоего фестиваля "Крещендо". Понял теперь, что такое популярность в России?" Грабители думали, что у меня тут миллионы лежат... Но классический музыкант и артист шоу-бизнеса зарабатывают по-разному. Мало того что ограбили, так воры еще и газ включили. Если бы я включил свет - полдома бы разнесло...
- Часто говорят, что поколение молодых музыкантов в России - потерянное.
- Есть Башмет, Плетнев, Спиваков, Петров, им около 50-60 лет. Потом идут Князев, Рудин, Гаврилов... А дальше - пропасть. Поколение, которому сейчас под 30 лет, - действительно потерянное и в России абсолютно неизвестное. Во время перестройки огромное количество талантливых ребят отправились на поиски работы за границу. Кто-то сегодня говорит: "Они уехали в самое трудное для России время, надо было оставаться здесь и прославлять страну. А сейчас в стране стало жить получше, и они возвращаются как герои". Я никуда не уезжал и горжусь этим. Но с подобным мнением не согласен. Музыканты здесь голодали, бедствовали. И они поехали искать лучшего в Европу, в Америку. Я вообще считаю, что у артиста не должно быть дома. Потому что его предназначение - играть для публики, где бы эта публика ни жила.
Президент сделал великое дело: оркестранты в последнее время стали получать достойные деньги - 1-1,5 тысячи долларов. Перед началом фестиваля "Крещендо" президент пригласил меня и моих молодых коллег к себе на прием. По душам поговорили... Было видно, что он в курсе всех проблем классической музыки, культуры в целом. Владимир Владимирович сказал, что такое дело, как фестиваль для молодых исполнителей, должно иметь продолжение. А мы так и задумывали, чтобы "Крещендо" проходил ежегодно. На будущий год он пройдет в Петербурге. Потом - Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Самара, Нижний Новгород...
Когда я бываю в нашей провинции, так душой отдыхаю... Еду туда подзаряжаться, когда чувствую, что "батарея садится". Мы концерты начинаем в 17-18 часов, чтобы зрители успели на троллейбусах и трамваях доехать до дома. Да я готов в любое время для них играть! А знаете, почему в Европе концерты начинаются не раньше 20-20.30? Чтобы люди успели съесть кусок мяса, выпить винца, надеть норковую шубу и доехать на "Мерседесе" до концертного зала... И они после выступления музыканта вскакивают и орут "браво!" потому, что заплатили 70-80 евро за билет. Я в этом уверен.