Реформа: На грани шока

   
   

В ЯНВАРЕ 2006 г. вводится в действие закон о местном самоуправлении. Дума и Совет Федерации его "проштамповали", а о последствиях не подумали.

В результате преобразований должны возникнуть новые границы муниципальных образований. Количество органов местного самоуправления увеличится в 2,5 раза - с 11,5 тыс. до 28 тыс., изменится структура управления ими. Обновленные муниципалитеты должны получить значительную часть государственных полномочий, большой объем материальных и финансовых ресурсов - до 40% консолидированного бюджета России, или свыше 2 трлн. рублей.

Но и к 2006 г., вопреки всем благостным прогнозам, денег у муниципалитетов больше не станет. И это при том, что органам местного самоуправления придется самостоятельно разбираться с проблемами транспорта, медицинских услуг, образования, тяжелейшей реформой ЖКХ. Из собственных средств оказывать поддержку так называемым социально незащищенным слоям населения.

А что, если вновь повторится дикость, когда ради того, чтобы найти средства на замену натуральных льгот денежными выплатами, муниципальные власти закрывали больницы и детские сады?

Наконец, непонятно, кто и как будет контролировать эту государственную махину со скудным бюджетом и гигантскими полномочиями? Из 11,5 тыс. муниципалитетов, действующих сегодня, контрольно-счетные органы сформированы лишь в 84. У остальных для формирования соответствующих структур нет ни средств, ни квалифицированных кадров. Более того, с 1 января 2006 г. контрольные органы в регионах лишаются права проверять местные бюджеты. Таким образом, мы получим огромную "черную дыру" размером с российскую территорию, в которой будет неведомо как вращаться почти 2/5 федерального бюджета.

Уже сегодня эксперты предрекают, что в сложившейся ситуации последствия стремительного перехода на новую систему организации местного самоуправления будут сравнимы с результатами "шоковых экономических реформ". В итоге пострадают, как всегда, наименее защищенные - пенсионеры, инвалиды, бюджетники. А "первый этаж" власти окажется попросту парализованным.

Однако меры по предотвращению хаоса принять еще не поздно. Например, "растянуть" переходный период на 2-3 года. За это время все возникающие организационные, финансовые и управленческие проблемы вполне можно решить. Заодно стало бы понятно, какие регионы "выдюжат" эту реформу, а в каких торопиться опасно. Неужели монетизация льгот чиновников ничему не научила?

Смотрите также: