Большая бензиновая афера

   
   

Цены на бензин снова пошли вразнос. Народ дошел до точки кипения, президент возмущен, зашевелились даже депутаты. Для всех очевидно: во всем виноваты олигархи. Мысль, конечно, интересная. Но далеко не новая. "АиФ" уже не первый год пишет, что цены на бензин растут в результате сговора. Почему же такая замечательная Дума и такое умное правительство уже много лет не могут справиться с несколькими оставшимися на свободе олигархами?

ИСТОРИЯ эта давняя: Россию переделили уже больше десяти лет назад. Юг Сибири оказался у "Сибнефти". "ЮКОСу" отошли центр Сибири, Средняя Волга и наша западная Европа. "ЛУКОЙЛ" взял себе регионы ближе к Каспию, а также часть Ростовской области. ТНК заняла Центральную Россию. Все это под лозунги о честной конкуренции. В "Золотом теленке" Ильфа и Петрова несколько жуликов - сынов лейтенанта Шмидта - собираются на Сухаревской площади и делят страну на сектора. После этого каждый из них начинает бомбить исполкомы в своем секторе. Нефтяные бароны использовали ту же схему.

Примерно раз в год, когда топливные генералы уж очень сильно задирают цены и наносят удар по авторитету власти, государство пугает их санкциями за нарушение антимонопольного законодательства. Однако ни одного дела о сговоре так до конца и не довели. Чиновники объясняют это просто: у топливных компаний опытные юристы и большие деньги.

На самом деле все еще проще: многие нынешние избранники делегированы в Госдуму именно монополиями - деньги на предвыборную кампанию дали крупные нефтяные компании. Кое-кто и сам является их акционером. Разве можно рассчитывать, что они добровольно лишат себя доходов? Депутаты должны отработать вложенные в них средства.

Нефтебароны купили себе нужные налоги

ЧИНОВНИКИ изображают бурную деятельность - вовсю борются с олигархами. Но ведь именно Дума и правительство приняли такие законы, что сегодня весь народ России и даже президент страны оказались заложниками кучки нефтяных магнатов.

Например, налог на добычу полезных ископаемых. Он был принят три года назад не без участия министра экономического развития Германа Грефа. Говорят, это требовалось для вступления России в ВТО. Идея вроде бы была благая: чем выше цена на нефть на мировом рынке, тем больше денег олигархи должны отдать в российский бюджет. Пусть наполняется вместе с карманами нефтяных генералов. Но почему-то людям от этого лучше жить не стало.

Никто почему-то не подумал, что, если олигархов заставить платить налоги побольше, они поднимут цены. Эксперты подсчитали, что стоит баррелю нефти на мировом рынке подорожать на один доллар - цена бензина в России сразу подскакивает на 6 копеек. Налог не помог.

Тогда депутаты и правительство предложили другой путь - таможенные пошлины растут вместе с ценой на нефть. И снова прокололись - или нефтяное лобби не пожалело денег на законодателей. Закон приняли очень хитрый: пошлины растут не сами по себе. Вот цены на нефть выросли, продержались на новом уровне два месяца, и только после этого поднимаются пошлины. Теперь считайте. Скажем, нефть подорожала до 30 долларов. Скрипучая бюрократическая машина заработала, и через два месяца пошлины поднялись. Но топливо-то к тому времени еще подорожало и теперь стоит 50. Значит, прибыль нефтяных компаний выросла в полтора раза, а на таможне они преспокойненько расплачиваются по старой цене.

Страна в заложниках у олигархов

МИНИСТРЫ бьются над тем, как бы налогами заставить олигархов делиться, но ничего не выходит. Почему? Загадка. Норвегия обнаружила у себя нефть совсем недавно и с тех пор стабильно занимает первое место в рейтинге самых развитых стран мира, обгоняя и Японию, и США. Норвежцы умеют собрать со своей нефти сверхприбыль. Почему же нам в России это не удается?

Россия - страна, в которой бензина хоть залейся. Сегодня это наше единственное серьезное достояние. Чем дороже нефть на мировом рынке, тем лучше должно быть для всей экономики. Возможно, так оно и есть, однако для каждого отдельного автомобилиста это оборачивается катастрофой. Неужели государство не способно навести порядок на бензиновом рынке?

Сегодня за счет высоких цен на нефть зарабатывают и олигархи, и государство. Беднеет только народ. Правительство не собирается инвестировать средства из Стабилизационного фонда и не торопится делиться с населением сверхдоходами, уверяя, что это приведет к росту инфляции. Хозяева нефти не торопятся упускать свою прибыль, с каждым днем повышая цены на бензин. А вслед за топливом растут и остальные цены, дорожают перевозки, солярка, урожай, продукты, тарифы на ЖКХ. Чиновники разводят руками. Депутаты продолжают лицемерить, принимая законы в угоду олигархам. А могучая экономика оказывается в долгу у десятка людей, которым в 1992 году повезло прибрать к рукам недра.

До Европы не доедем

Цены на бензин побили все рекорды. Мне кажется, такого подорожания нет ни в одной стране мира. И это при том, что мы продаем нашу нефть Европе. Неужели в других нефтедобывающих странах творится такой же беспредел?

К. С а м о й л о в, Санкт-Петербург

БЕНЗИНОВЫЙ кризис ударил не только по России, где за два с половиной месяца цены взлетели на 16%, но и по всей Европе. В Великобритании, Германии, Франции, Испании бензин за несколько месяцев подорожал на 25-27%. В США топливо стало дороже почти на 40%.

А теперь давайте сравним себя с другими нефтедобывающими странами. В Венесуэле даже в разгар нефтяной паники ценники на заправках остались практически на том же уровне - около 80 копеек за литр. В Арабских Эмиратах все лето цены держались на неизменном уровне. И только с 1 сентября топливо в пересчете на наши деньги подорожало на 2,5 рубля. Но при этом цена литра Аи-95 зафиксировалась на отметке примерно в 10,5 рубля - в 1,7 раза ниже, чем в России. Власти в официальном сообщении извинились перед своими гражданами и назвали это вынужденной и временной мерой, чего вряд ли дождешься от российских чиновников.

Министр финансов Франции заявил, что правительство примет жесткие меры в отношении нефтяных компаний, если они не перестанут повышать цены на бензин. Им пригрозили так называемым налогом "на дополнительные доходы". Сразу после заявлений министра цены на бензоколонках упали на 3,5-4%. В Испании и Голландии в связи с высокими ценами на горючее правительство приняло решение помочь деньгами сельскому хозяйству.

При этом в Европе от 70 до 85% стоимости литра уходит на налоги. И эти деньги возвращаются людям в виде хороших дорог, пособий, здравоохранения и т. д. В США налоговое бремя на топливо не так высоко - 25-30%. Но и бензин стоит гораздо дешевле, чем в Старом Свете. В России с каждого литра в казну идет до 50-60% налогов. При этом мы с каждым днем вынуждены тратить все больше, практически ничего не получая взамен.

М. Фрадков: "Вежливо попросим"

ЦЕНЫ на бензин растут и растут. Нефтяники объясняют это тем, что нефть дорожает на мировом рынке. Но ведь если наша страна буквально плавает в "черном золоте", экспортирует ее, то логично думать, что россияне не должны переплачивать за бензин. Куда смотрит власть?

Мы попросили ответить премьер-министра Михаила Фрадкова: "Есть рыночные рычаги: уточнить таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых и т. д. А есть административные рычаги. Очень не хотелось бы их применять, но если желание монополистов "заработать" перейдет все мыслимые пределы, то придется. У власти имеется для этого полный арсенал. Самый мягкий способ - собрать 6-7 нефтяных компаний и вежливо попросить".


КОГДА номер готовился к печати, в правительстве уже собрали и "вежливо попросили" нефтяников заморозить цены. Вот что сказал "АиФ" Виктор ХРИСТЕНКО, министр промышленности и энергетики: "19 сентября я провел совещание в своем министерстве. На нем присутствовали представители всех крупных нефтяных компаний: "Роснефти", "ЛУКОЙЛа", "ВР-ТНК", "Сургутнефтегаза", "Татнефти" и "Сибнефти". Мы обсуждали меры по стабилизации цен на бензин и приняли решение: компании берут на себя обязательства не повышать до конца года те цены, которые существовали в тот день, когда проходило совещание".

С каждого литра 5 рублей - по карманам

Исполнительный директор Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Григорий СЕРГИЕНКО:

- ПРЕДЕЛЬНУЮ стоимость бензина, которую народ готов оставить на бензоколонке, назвать не берусь, т. к. в каждом регионе она своя. Для Москвы, может, и 25 руб. за литр не предел, а в глубинке 17 руб. - уже катастрофа. С 1 октября рост цен на бензин должен остановиться. Цены на нефть на мировом рынке уже стабилизировались, и даже наблюдается тенденция к их снижению.

Розничная цена на бензин в большей степени зависит даже не от оптовой цены, а от доходности розничного бизнеса. В настоящее время она приблизилась к среднему показателю - 2 руб. на 1 л бензина. Доход нефтяной компании в цене 1 литра - от 2,7 до 3,4 руб.

Понятно, что из дорогой нефти будут производить дорогие нефтепродукты. Поэтому необходимо: первое - "оторвать" налог на добычу полезных ископаемых от внешней цены на нефть. Растет цена - растет налог и стимулирует повышение цены на внутреннем рынке.

Второе - демонополизировать нефтяной рынок. Радикальный антимонопольный законопроект обсуждали уже и в правительстве, и в Госдуме. Но вряд ли его примут в том виде, в каком предлагал глава ФАС Артемьев. В Госдуме у нефтяных компаний - серьезное лобби.

Надо не собирать налоги, a отбирать сверхприбыли

   
   

Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Госдумы:

- ТАКОЕ положение, как сегодня, сохранится до тех пор, пока не будет нормального антимонопольного регулирования и налоговой системы. Сегодня налог на добычу полезных ископаемых совершенно не учитывает того, сколько стоит добыча нефти. И с плохих, и с хороших месторождений берутся одинаковые налоги. Соответственно компании завышают цены. Этим объясняется половина роста стоимости бензина в стране. Подобный налоговый механизм пролоббирован крупными нефтяными компаниями.

Кроме того, ни для кого не секрет, что регионы поделены на зоны влияния. Компании злоупотребляют монопольным положением на той или иной территории, отсутствует конкуренция. Рост цен на топливо в два раза опережает инфляцию. Мы давно предлагали создать систему налогообложения сверхдоходов. Смысл не в том, чтобы брать налог с физически добытой нефти, а изымать практически весь объем сверхприбыли. При такой системе высчитывается средний доход по промышленности, а все что сверх - идет в бюджет. Это будет справедливо, поскольку речь идет о недрах, принадлежащих государству. Правительство могло бы изменить и антимонопольное, и налоговое законодательство. Тогда литр бензина вместо 19 рублей стоил бы не более 14. Но пока ничего не делается.

Учитель или больной ждать не могут

Светлана ГЛИНКИНА, зам. директора Института международных экономических и политических исследований РАН:

- НЕ ПОНИМАЮ, почему страна, добывающая нефть, должна ориентироваться на ураган в Новом Орлеане и подгонять под эти обстоятельства свои цены. Даже на Западе государство при определенных обстоятельствах может вмешиваться в деятельность частных компаний, ограничивать рост цен. И если власть исправно выполняет все свои остальные функции, бизнес к этому готов. Сегодня цены на топливо в России значительно разгоняют инфляцию. При этом социальные программы, рассчитанные из высоких доходов на нефть, растянуты до 2008 года. Но учитель или больной не может ждать. Если не отрегулировать цены на топливо, могут провалиться все социальные реформы, намеченные президентом и правительством.

Смотрите также: