"Звезды" снимаются за мясо

   
   

Гонорар волка - 250 долл. за съемочный день, медведя - 300 долл. Но больше всего платят рыси - 500 долл. в сутки.

ЛЮБОЙ режиссер знает: достаточно добавить в кадр какое-нибудь животное, и зритель будет реагировать на увиденное более эмоционально. Нам, непрофессионалам, кажется: нет ничего проще, чем снимать зверей. Высадил под куст зайца, включил камеру - и вся работа. А на самом деле за каждой сценой кроется многомесячный кропотливый труд дрессировщиков. Готовят четвероногих артистов на зообазе Госфильмофонда.

Соседи писали: "У Згуриди медведи бревна по квартире катают"

БАЗА прячется в густом владимирском лесу неподалеку от города Петушки, который прославил писатель Веничка Ерофеев. Случайные люди сюда забредают редко, но массивные ворота все равно держат закрытыми: ведь местные жители хоть и дрессированные, но все же дикие звери.

Создал базу в 1947 году знаменитый режиссер Александр Згуриди (фильмы "Белый клык", "Рикки-Тикки-Тави", "Собачье счастье" и пр.).

- Згуриди много работал с животными. Для съемок важно, чтобы зверь был прирученный. А приручить животное можно только в том случае, если вложишь в него много труда и заботы, если оно рядом с тобой и днем и ночью, - рассказывает директор зообазы Татьяна Яркина. - Поэтому даже медвежат Александр Михайлович был вынужден держать в своей московской квартире. А медвежата - словно младенцы. Кормить их надо по часам. Пока одного кормишь, другой рыдает. Да и беспокойные они существа: то табуретку перевернут, то еще что-нибудь опрокинут. Терпение соседей лопнуло, и они стали писать жалобы - и в милицию, и в Комитет по кинематографии, мол, у Згуриди медведи бревна по квартире катают. После очередной жалобы чиновники от кинематографа решили провести со Згуриди воспитательную работу. Тот объяснил, что животных ему, кроме как в собственной квартире, держать больше негде. В результате был найден компромисс. Режиссеру выделили землю под создание своеобразной дачи для животных, где можно было бы готовить зверей для работы в кино и держать ту живность, что остается после съемок очередной картины.

Во времена Згуриди на базе было пять природных зон: тайга, степь, лесостепь и пр., чтобы съемочные группы могли выбирать нужную натуру. Сейчас зона осталась одна - густые заросли и просторные поляны. Зато зверье по-прежнему разнообразно: медведи, лисы, волки, совы, енот, марал, осоед, рысь Бася, кабаниха Дуняша и стадо гусей. Гусей сперва было два - бывшие хозяева на зообазу их пристроили, как на временное жилье. Но гуси расплодились и теперь вольготно пасутся возле лисьих клеток, дразня своих заклятых врагов, и "по совместительству" охраняют территорию лучше любых сторожевых собак. Говорящая галка Рокки делит клетку с угольно-черной кошкой Фросей. Птенца и котенка с самого начала держали вместе, и природные антагонисты так сдружились, что теперь, когда кошка уходит погулять, галка беспокойно мечется по клетке и орет на всю базу "Фрося! Фроська! Фросенька!"

Почти за 60 лет существования обитатели базы снялись примерно в 3000 художественных и научно-популярных фильмах. Как и положено, мохнатым и пернатым артистам выплачивают гонорар. Но звери к конвертируемой валюте относятся спокойно - гораздо охотнее они работают за кусочек ароматного мяса или свежее куриное яйцо.

Чтобы заставить волка сидеть неподвижно, его буквально прибивали к земле