Повесть о настоящих людях

   
   

Супруги Николай и Раиса Вишняковы из Томска инвалиды с детства: он с рождения остался без обеих ног, она - без руки и ноги.

ВЫШЕДШУЮ через год после войны книгу Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" зачитывали до дыр. Послевоенная ребятня грезила подвигами и хотела быть похожей на легендарного летчика Маресьева, а вернувшимся с фронта калекам книга вселяла надежду на возвращение к нормальной жизни. Сегодня писатели таких книг не пишут. И не потому, что нет людей, достойных их перьев, а потому, что ни денег, ни популярности на этом не заработаешь.

Свою повесть супруги Вишняковы назвали "Расплата за грехи предков". В ней описали, как росли изгоями, на которых все косились, как на прокаженных.

Николай и Раиса родили и воспитали двух абсолютно здоровых детей, вывели их в люди: дочка Надя сейчас медсестра в реанимации, сын Валера, бывший морской пехотинец, работает слесарем. У обоих дети. "Они нас немного, конечно, стесняются, а вот девятилетний внучок нас очень любит, - говорит Раиса. - Мы его с дедом вырастили, пока дочка в институте доучивалась".

Раиса Егоровна и Николай Васильевич все делают сами: в магазин сходить, полку прибить, нож наточить. Николай любит гантелями да гирями руки размять. Максимальный вес на спине отжимал в 195 кг. Еще второе место по стрельбе занял на Всероссийских играх инвалидов в 1988-1989 годах, имеет первый разряд по шахматам.

- Может, потому, что мы такими родились, нам легче и судьбу свою принять, - рассуждает Раиса Егоровна.

- Нас сама жизнь сильными сделала, - вторит супруге Николай Васильевич. - Счастье, что она нас вместе свела. Обо всем этом мы в повести и рассказали.

Сегодня мы публикуем несколько фрагментов их повести.

"Смотрите, калека родился!"

ОДНАЖДЫ я подслушал разговор матери с соседкой.

- Понимаешь, Агаша, мне так хотелось, чтобы он не родился. Решила я прервать беременность. Плод стала самостоятельно вытравлять. Шло все нормально. Плод вышел, и я успокоилась. А через несколько месяцев вдруг начались предродовые схватки. Меня отвезли в больницу. Там родился Николай без ног. Врачи сказали мне, что была двойня. Один ребенок погиб, а другой почему-то остался и развивался дальше с поврежденными ногами и пальцами рук.

Я старался изо всех сил показать, что не знаю об этом разговоре.

* * *

ОТЕЦ рассказал, что, ожидая рождения ребенка, услышал крик акушерки: "Смотрите, калека родился!" "У мамы твоей от такого потрясения пропало молоко, тебя кормить было нечем. Главный врач наседал на нас, говорил: "Дайте согласие, и мы усыпим калеку или оставляйте его в роддоме. Зачем он вам нужен?.." Я ответил главврачу: "Каким родился, таким пусть и живет, никуда я его не отдам". Три дня ты лежал в кроватке голодный, мокрый и все время плакал. Все между собой говорили: "Покричит да, может, и умрет". Бог послал на твое спасение одну из рожениц, Нину Владимировну Шунтееву. Ночью она тайком покормила тебя и подкармливала до выписки из роддома. Дома соседи, родственники коршунами повисали над твоей матерью, нашептывали ей: "Ты его отрави, не давай есть, пить, положи подушку на лицо".

"Кто Кольку обижать будет, будем бить"

С КАКОЙ радостью я стремился в школу, не понимая, что меня там ожидает. Дети стали меня дразнить:

- Смотрите, калека без ног. Ходит ползком. Мы тоже так можем. - И начинали показывать, как я передвигаюсь на четвереньках. Я плакал, кричал. Сердце разрывалось на части от боли и обиды. Вот тогда я впервые понял, что я не такой, как все. Стал задумываться, за что ребята так жестоки ко мне, в чем я виноват. Но потом дети привыкли и даже говорили ученикам других классов: "Кто Кольку обижать будет, будем бить".

Однако учительница настойчиво советовала родителям Николая отдать его в дом инвалидов. Отец решительно отказался: "Пусть живет в семье".

* * *

МЕЧТА встретить жену по себе, то есть инвалида с детства, с каждым днем крепла. С надеждой ждал ту единственную, мою половинку. Без нее, без любви мне не хотелось жить. И вот в стационаре протезного отделения увидел, как по лестнице поднимается красивая девушка. Она поднималась по ступенькам на одном костыле. И так шустро у нее это получалось. На площадке девушка повернулась ко мне лицом, и я увидел, что у нее нет левой руки и правой ноги. Поразили меня ее красивое веселое лицо и большие синие глаза.

Моя душа отделилась от моего тела и как будто соединилась с ее душой. Я услышал голос ангела: "Это идет твоя душа, твоя половинка".

Рая угадала мое чувство. Я был, казалось, безнадежно влюблен в нее, и эта любовь растрогала ей сердце.

Сыночек к дню рождения мужа

ПРОФЕССОР Подолякин ласково погладил Раю по животу и с упреком произнес, улыбаясь глазами: "Что ж ты, мамочка, так рано собралась рожать? Тебе ведь нужно было рожать в июле". Рая пошутила: "Анатолий Николаевич, у мужа девятнадцатого июня день рождения, и мне захотелось сделать ему подарок".

- Господи! Не оставь меня. Помоги мне благополучно родить сына, - шептала родная моя жена.

Профессор взял малыша на руки, сделал искусственное дыхание, сбрызнул холодной водой, и наш сын закричал. Врач Нина Николаевна поднесла сына к Рае: "Вот, мамочка, ножки и ручки на месте, и пися на месте", - пошутила она...

Я купил моей родной жене красные гвоздики. Рая смотрела на цветы и тихо шептала: "Мой любимый, мой хороший, как я по тебе скучаю!"


От редакции. Прочитав рукопись супругов Вишняковых, мы были потрясены силой воли этих людей, которым судьба, казалось бы, не оставила никаких шансов на счастье даже в мечтах. По сути они совершили такой же подвиг, что и знаменитый Маресьев, только в мирное время. Но об этом пока мало кто знает. Увы, их повесть еще не напечатана, причина банальна - у них нет на это денег. А Николай и Раиса уверены, что написанное ими может помочь десяткам тысяч таких же, как они, выстоять и не сломаться в этой жизни. Надеемся, что с помощью наших читателей повесть все же выйдет в свет. Вот банковские реквизиты, на которые можно отправить деньги для издания рукописи:

N банковского счета: 40817810969620000113 в Томском региональном филиале ОАО АКБ "Росбанк" к/с 30101810500000000710

Смотрите также: